Женщины-художницы значительно реже мужчин выбирают сюрреализм в качестве базового направления своей живописи. Тем более, лишь несколько из них достигли существенных высот и признания в этом непростом направлении художественного творчества. Например, можно назвать такие имена, как Ремедиос Варо, Леонора Каррингтон, Леонор Фини. А вот Аньес Буллош (1951-2019) относится уже к поколению современных художниц. К сожалению, лишь при подготовке этой статьи я узнал о смерти художницы (от онкологии).
И, в очередной раз, готовя статью о творчестве сюрреалиста, высказываю надежду (не всегда оправдываемую), что уж на этот раз, когда речь все-таки идет о женщине, никто не вспомнит «великого и ужасного» Сальвадора Дали. Хотя, конечно, след и влияние Дали присутствуют, по крайней мере, в заимствовании образа ящичков, выдвигающихся из тела персонажей (да, собственно, какие женщины не любят такие ящички...).
Сюрреализм Аньес Буллош, отличается легкостью, некоторой инфантильностью образов (в частности, «кукольнообразными» фигурами миниатюрных женщин), наличием многочисленных животных,несомненно, обладающих душой. Ее фантастический мир добр, гармоничен и начисто лишен агрессии и вещизма.
Художница для своих работ использовала технику лессировки. Она писала маслом на деревянных панелях и применяла наложение тонких прозрачных слоев красок. В своей мастерской она «колдовала» над созданием различных химических рецептов для создания пигментов и лаков. А о своем творчестве художница отзывалась так:
«…Искусство — это мягкий сатирический комментарий к самооценке человечества и его абсурдным социальным нормам… Я позволю вам открыть для себя другие художественные смыслы, блуждая по сюрреалистическим карнавалам, где человеческие существа танцуют, скачут друг на друге и крутят рогатыми ногами по старинным шахматным доскам необычайных мощеных садов… У меня всегда была тяга к побегу и свободе. Уже ребенком я сбежала, отправившись боковыми дорогами в поисках своих близких друзей, целого народа сказочных зверей, химер и прочих гениев. А моя левая рука помогла моим мечтам и позволила мне развиваться в этом великолепном измерении — живописи… Я не вижу такого большого различия между людьми и животными …». Ист-к: ссылка.
Кратко о художнице. Аньес Буллош родилась в Париже в 1951 г. Она была дочерью Андре Буллоша, который в 1940 г. присоединился к движению Сопротивления, но был схвачен и депортирован нацистами. В 1959 г. он был назначен министром национального образования по мандату генерала де Голля. Аньес Буллош провела свое раннее детство в Марокко. Она была проникнута любовью к легендам, джиннам, необычному, странному и путешествиям. Аньес жила между Парижем и Иль-де-Ре. Фантастические миры, нарисованные на дереве в ее сложной технике лессировки, напоминающей работы старых мастеров, полюбились публике с 1975 г., когда она открыла свою первую выставку после учебы в Школе искусств в Париже.
Ждите новых публикаций.
Ваш Лукин Михаил.