Внезапно один товарищ задал вопрос, искренне недоумевая — а почему это в последнее время в России стала так популярна народная культура и, в особенности, бесовки?
Он говорит, что ещё лет пять назад видел рисованное порно с тремя богатырями, но тогда это было локально и прям на особенного «ценителя». Однако в последний год откуда ни возьмись полезли фольклористы, художники комиксов, режиссёры фильмов, писатели книг (это я про «Руха Бучилу» и нашего с Герой «Знатка», да и помимо нас хватает деятелей), и всё это имеет невероятный успех. Оказывается, людям интересно смотреть/читать/слушать не про иностранных Джонов, а про наших сермяжных Иванов!
Притом фольклористы-то крутые! И, я вас удивлю, существовали они всегда. Просто как раз в последний год они стали донельзя востребованы.
Связано это, на мой взгляд, с двумя вещами. Во-первых, с интеллектуальным и культурным кризисом, который в данный момент испытывает Голливуд, а вслед за ним и весь западный мир. Реально, мне не одному кажется, что сейчас там снимают визуально красивую, но абсолютно несмотрибельную и вторичную фигню? Да возьмите вы сказки коренного населения Америки, индейцев и снимите на их основе НАСТОЯЩИЙ четвёртый сезон Трудектектива! Там материала — до причинного места. Когда старина Кинг начинает копаться в этих сказках и находит там какого-нибудь Вендиго или другое чудище, то у него и получается вполне читабельный «Чужак» — единственная годнота, что он написал за последние годы. И сериал годный получился. А новый сезон Трудетектива — такое себе, пропитанное повесточкой до такой степени, что его просто невозможно смотреть. Хотя они там индейцев приплели, и Аляску, так что, казалось бы, можно было снять нечто хорошее, в стиле первого сезона с его глубоким погружением в мифологию. Только не про Луизиану, а про Аляску, да — там самобытного фольклора даже побольше будет. Но сняли то, что няли. Почему? Потому что везде надо впихнуть слабых донельзя мужиков и сильных и независимых женщин, тремя тычками раскидывающих в стороны этих глупых мужичков. И ради того, чтобы это показать, создатели забывают напрочь про сам сценарий!
Обратную ситуацию мы наблюдаем в нашем родном российском синематографе (и не только в нём, кино я беру как самую заметную массам сторону искусства). «Волшебный участок», «По щучьему велению» и т.д. Начали, начали таки делать! Да, вместо того, чтобы заниматься бесконечным копированием западных Джонов, можно же писать и снимать про наших Иванов или Емель — куда самобытнее и интереснее получается. Интереснее для людей, проживающих на территории этой страны, а то скоро начнём наяривать на Железного Человека и забудем про родимого Илью Муромца.
Кстати, земляк Никита, прекращай буянить и кусать официанток, а то скоро твоя фамилия превратится в очередной элемент народного творчества — станут говорить "е***ть ты кологривый". Станешь ведь Емелей-дурачком, которого сам и сыграл.
Наши творцы внезапно поняли, что прямо под ногами у них находится золотая жила. И народное творчество не ограничивается Бабой Ягой, Кощеем Бессмертным и Змеем Горынычем. Занимаясь последний год написанием книжки «Знаток» с Герой, я осознал, насколько же глубока яма славянской мифологии и фольклора — в неё можно погружаться бесконечно, а конца и края всё нет, и откуда-то вновь и вновь выползают всё новые и новые сведения о нашей общей, русской/украинской/ белорусской и чутка польской/прибалтийской идентичности. В общем, о нас — славянах. Не зря говорят, что изучая своих предков, ты узнаёшь много нового о себе самом. Почитав за последний год много литературы на эту тему и, по сути, нахватавшись вершков, я осознал, сколько же всего мы ещё не знаем о нашей культуре. И о культуре сотен народов, населяющих нашу огромную страну; мы ежедневно используем в своём быте мириады мелких ритуалов, пришедших к нам от предков из далёкого прошлого. Например, почему нельзя здороваться или передавать что-либо через порог? Потому что когда-то на Руси под порогом хоронили мертвеца, охранявшего дом. А почему плюют через левое плечо? Потому что на нём бес сидит и подсказывает всякое нехорошее. А почему...
Я вам таких "почему" могу накидать десятки примеров. И скинуть десятки книг о нашем общем прошлом, про которые мало кто знает, да и они мало кому интересны. А там видно, откуда же растут корни всего нашего поведения, характера, ментальности и, проще говоря — русской души.
Кстати, меня ж изначально про бесовок просили пояснить. Окей.
Бесовок в славянской мифологии не существует. Есть бесполый бес. Это зловредный дух в славянской мифологии и демон из ада в христианстве. У нас эти два понятия перемешались, в итоге чего получился особенный такой бес, с чертами из двух культур, восточной и западной. В западной традиции демонов призывают (вспомните «Фауста»), запечатав их в пентаграмму, и взамен просят от них услуг. Там их боятся. Однако на Руси с чертями и бесами принято было "братоваться" — колдун мог сыграть с ними в карты на удачу и даже выиграть, не продав таким образом свою душу и просто одурачив посланника из самого Ада. Да у нас весь фольклор на этом построен — вспомните «Сказку о Балде», где поповский работник нагло, глумясь, раз от разу обманывал демоническое создание, полагаясь лишь на собственную смекалку и удачу. Пушкин хорошо сумел уловить эту характерную особенность нашего менталитета.
Мы в «Знатке» тоже пытаемся передать этот дух всепобеждающего русского разгильдяйства и "авось" — у нас люди чертей постоянно обманывают, играют с ними в карты, заключают с ними сомнительные пакты и союзы, при этом не отказываясь от веры в Бога, как сделал по сути Фауст. Однако Пекло не всегда можно обмануть. Дьявол хитёр, помните об этом. О том и повествует наша книжка.
А страшного беса в соблазнительную "бесовку" русское сознание превратило именно по той причине, что нам сам чёрт не страшен, и то, чего принято бояться — для нас всего лишь один из способов поглумиться над Пеклом, Адом, Огненной Бездной и даже над самим Сатаной. В западной традиции Ада боятся короли, графья и бароны, а нашему Ване-дурачку «сам чёрт не страшен».
Мы все хотя бы чуточку тот самый коллективный Емеля, Иван-дурачок иль Балда, что поповский работник. В этом наш дар и одновременно наше проклятье.
«Поймал двух зайков, да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесенка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
«Попляши-тка ты под нашу балалайку:
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка».
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок, задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь – а Балда братца гладит,
Приговаривая: «Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый».
Бесенок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел.
На братца поглядывает боком.
«Погоди, – говорит, – схожу за оброком».
Пошел к деду, говорит: «Беда!
Обогнал меня меньшой Балда!»
Автор текста: Сергей Тарасов
Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Не пропустите так же наш телеграм-канал ↩ — о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.