Автомобиль - это не просто средство передвижения, но и часть жизни многих людей. Каждый водитель хочет, чтобы его машина была исправна и безопасна на дороге. Однако со временем даже самые надежные узлы и агрегаты выходят из строя, требуя замены. Одной из важнейших деталей, напрямую влияющих на комфорт и управляемость авто, являются амортизаторы.
Эти простые, на первый взгляд, устройства играют ключевую роль в обеспечении плавного хода и сцепления колес с дорожным покрытием. При выходе амортизаторов из строя резко ухудшается управляемость, увеличивается тормозной путь, страдают другие элементы подвески. Поэтому своевременная диагностика их состояния жизненно важна для безопасности водителя и пассажиров.
Рассмотрим проверенные и эффективные способы определить исправность амортизаторов, которые можно выполнить своими руками и не только.
1. Визуальный осмотр
- Наличие масляных потеков, следов утечки рабочей жидкости. Это верный признак нарушения герметичности, причиной чаще всего становятся естественный износ или сильный удар. Такой амортизатор дальше эксплуатировать уже нельзя.
- Ржавчина, коррозия на металлических деталях и корпусе. Тоже сигнал бить тревогу - коррозия рано или поздно приведет к потере герметичности.
- Механические повреждения, деформации, нарушение формы корпуса. Тут и говорить нечего - замена однозначно нужна.
- Состояние пыльника. Если пыльник потрескался, сполз или пришел в негодность, он перестанет защищать шток от попадания грязи и влаги, что ускорит износ.
Но есть одна важная деталь: идеально чистый, без следов износа амортизатор - еще не 100% гарантия его работоспособности. Порой деталь может выглядеть нормально, а на поверку оказаться негодной. Для полной уверенности придется применить другие методы.
2. Проверка на парковке
Это один из самых надежных (до 70% точности) и не требующих больших усилий способов выявления неисправных амортизаторов. Он основан на принципе их действия - гашении колебаний подвески при ударах и неровностях.
Для проведения теста достаточно припарковаться на ровной площадке. Далее следует сильно нажать на один из углов кузова так, чтобы соответствующая сторона машины максимально просела, после чего резко отпустить. Реакция автомобиля будет следующей:
- Кузов возвращается в исходное положение без колебаний - идеальный результат, амортизатор работает безупречно.
- После возвращения в исходное положение кузов слегка приподнимется по инерции. Этот вариант также приемлем для городских автомобилей с мягкой подвеской.
- После нажатия кузов начал сильно раскачиваться из стороны в сторону или вверх-вниз. Такой результат означает, что амортизатор не выполняет свою функцию и лучше побыстрее его заменить.
3. Проверка на ходу
Эти несложные тесты помогут интуитивно определить степень износа амортизаторов прямо во время езды. Главное условие - внимательно ощущать реакцию автомобиля на дорожные неровности.
- Тест "змейка". На ровном участке дороги разгоняемся до 40-60 км/ч и делаем серию резких перестроений из одного ряда в другой. Если авто сильно кренится на бок при маневрах и долго приходит в нормальное положение - велика вероятность, что амортизаторы отработали свой ресурс.
- Преодоление препятствий. На небольшой скорости проезжаем через яму или лежачий полицейский. Если при наезде наезда на неровность слышен громкий удар, сопровождающийся ударами в руль и резкой просадкой кузова - стойки скорее всего вышли из строя.
- Проверка устойчивости. На ровном участке резко затормозить до остановки. Если после этого кузов продолжает раскачиваться - с амортизаторами определенно не все в порядке.
Стоит понимать, что эти методы требуют некоторого опыта и наметанного глаза. Новичку будет сложно разобраться в ощущениях от езды. Профессионал же способен по характерным признакам сразу определить степень износа деталей подвески.
4. Проверка демонтированного амортизатора
Этот способ применим не только к бывшим в употреблении, но и новым амортизаторам. Проверка заключается в оценке их физического состояния и реакции на приложенные усилия.
Сначала идет обычный визуальный осмотр на предмет потеков, вмятин, трещин, коррозии. Малейшие дефекты такого рода - прямой сигнал к замене детали.
Затем проводится функциональный тест. Для этого амортизатор полностью растягивают и упирают штоком в твердую поверхность. Далее, навалившись на него всем весом, резко прижимают к полу, сжимая до упора. Если при этом не ощущается значительного сопротивления и деталь складывается слишком легко без усилия - она непригодна для дальнейшей эксплуатации.
Также при тесте обращают внимание на посторонние шумы и отклонения штока в сторону. У нормального амортизатора шток всегда ходит строго по прямой без рывков, стуков и свистов.
5. Проверка на вибростенде
Наиболее точный и информативный способ диагностики - проверка на профессиональном вибростенде.
Услуга конечно же не бесплатная, но эти деньги полностью окупаются качеством диагностики. Во время теста специальные датчики не только точно определяют состояние стоек, но и выявляют неисправности в других узлах подвески.
По результатам механик может объективно оценить степень износа компонентов и при необходимости рекомендовать замену. Проверку на вибростенде лучше проводить регулярно раз в 10-15 тысяч км пробега или хотя бы раз в год.
Как часто менять
Сроки замены амортизаторов напрямую зависят от условий и стиля езды. По рекомендациям большинства производителей, их ресурс составляет 40-50 тысяч километров. Но это лишь усредненные значения, реальный пробег до износа может быть как больше, так и меньше.
Основными факторами, влияющими на скорость износа, являются:
- Состояние дорожного покрытия. На разбитых, ухабистых дорогах стойки изнашиваются значительно быстрее.
- Стиль вождения. Частые резкие ускорения, торможения и агрессивное прохождение поворотов сокращают жизненный цикл амортизаторов.
- Степень загруженности автомобиля. Чрезмерные нагрузки также негативно сказываются на ресурсе.
Поэтому при активной эксплуатации рекомендуется проверять стойки каждые 15-20 тысяч км и своевременно их менять по факту износа.
Важный нюанс: при замене одного амортизатора лучше сразу менять весь комплект на этой оси. В противном случае дисбаланс между новой и старыми стойками будет провоцировать крены и снижать устойчивость авто на дороге.
Некоторые автолюбители сомневаются в необходимости частой замены амортизаторов, считая это лишним расходом. Особенно если автомобиль эксплуатируется аккуратно, по ровным дорогам и без перевозки тяжелых грузов.
На первый взгляд довод резонный. Но не будем забывать, что состояние элементов подвески напрямую влияет на управляемость и безопасность движения. Экономить на столь важных деталях, как амортизаторы, чревато непредсказуемыми последствиями. Разумная доля осторожности здесь не помешает.
Другие автовладельцы полагают, что проблемы с амортизаторами можно решить их профессиональной перезарядкой и ремонтом. Однако это лишь временная мера для деталей с небольшим пробегом. Восстановить ресурс изношенных стоек крайне сложно. Гораздо разумнее своевременно менять их на новые.
Заключение
Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль был не только комфортным, но и максимально безопасным для вас и ваших близких, важно регулярно проводить диагностику его узлов и агрегатов. Особое внимание следует уделять состоянию амортизаторов.
Используя данные способы проверки, вы всегда будете в курсе степени их износа и сможете заранее спланировать замену. Не игнорируйте эту важную процедуру - она позволит уберечь вас от возможных неприятностей на дороге и сохранить радость от вождения на долгие годы!