Сначала нужно ограничиться запоминанием одного цвета (например, красного), а все остальные обозначать словом «другой». Например, взрослый ставит на одинаковом расстоянии перед ребёнком двух пластмассовых мишек, различающихся только цветом: красного и жёлтого. Показывает на мишку красного цвета: «Это красный мишка. Где красный? Возьми красного мишку». Хвалит действие ребёнка. Аналогично проводятся упражнения с другими игрушками (одна из которых – красная).
Дома, в гостях, на прогулке обращайте внимание ребёнка на предметы красного цвета: «Это красная машина», «Наденем красные штанишки», «Покатился красный мячик» и т.д.).
Чтобы закрепить полученный навык, необходимо многократное повторение на разных парах игрушек или предметов. Это относится к тем детям, которые выделяют красный цвет уже на первом занятии.
К следующему цвету можно перейти лишь после того, как малыш будет безошибочно находить красные предметы среди других, причём не только одного, но и разных видов (например, красный зайчик и синий волк).
Игры, направленные на развитие у ребенка умения различать цвета
Цветная игра
Первый шаг к приобретению ребёнком навыка распознавать цвета, научиться отыскивать из представленных одинаковые. Сядьте вместе с ребёнком на пол или любое другое для вас место, где побольше свободного пространства. Покажите ему вблизи игрушечный кубик, потом покажите эту же игрушку издали, и так повторите несколько раз. Выбирайте только красный или синий кубик.
После игры с двумя кубиками уберите один и играйте с оставшимся. Затем следует взять два листа цветной бумаги с цветами, аналогичными цветам кубиков. Положите листы бумаги на пол и поставьте кубики соответствующего цвета на них. Повторите это несколько раз подряд. По окончанию этих несложных манипуляций попросите ребёнка самого поставить кубик на лист цветной бумаги с которым у него совпадают цвета.
В ходе игры постоянно повторяйте названия цветов, с которыми в данный момент вы играете. Играя в эту игру вы будете развивать у ребёнка навыки сопоставления цветов.
Цветная прогулка
Проведите с годовалым ребёнком цветную прогулку по вашему дому. "Как это сделать?" - спросите вы. А тем не менее ничего сложного в этом нет. Для прогулки нам понадобится одна яркая игрушка. А смысл всей прогулки будет заключаться в нахождении в вашем доме предметов, совпадающих по цвету с игрушкой.
Ищите такие предметы, а когда найдете расскажите малышу о том, что цвет найденной вещи такой же как и у игрушки. Например: "А это рубашка папы, она красного цвета, как и машинка, которая у тебя в руках"... и т.д.
Убираем цвет
Эта игра во многом похожа на предыдущую. Смысл заключается в том, чтобы вместе с малышом пройтись по комнате и собрать все вещи одного цвета в кошёлку.
Часто играя в эту игру, вы со временем будете удивлены, что ребёнок иногда сможет играть в неё и без вас, сам, собирая в комнате предметы одинакового цвета и складывая их в одно место.
Интересные цвета
Для игры нам понадобятся два маленьких сосуда одинаковой формы и размера. Для этих целей могут подойти, например, мисочки, ведёрки или баночки из под продуктов разного цвета обязательно с крышечками (можно фломастерами или маркерами разукрасить белые).
Поставьте обе емкости перед малышом, и, дотронувшись до каждого из них, назовите цвет каждой. Затем возьмите руку ребёнка и дотроньтесь ею емкости, назвав цвет самой емкости несколько раз.
Поднимите одну из емкостей и скажите, например: "Мне нравится баночка синего цвета, а ты хочешь взять баночку синего цвета" - и так несколько раз, давая после этого баночку малышу. При этом надо менять ёмкости, давая ёмкости разных цветов.
Положите в ёмкость какой-либо предмет, закройте её и потрясите. От производимого звука ваш малыш будет в восторге. Повторите название цвета и попросите малыша найти ёмкость этого цвета. После такой игры малыш будет находить ёмкость, которая издает звук по цвету.