Любимый многими приключенческий фильм "Мумия" (1999) искусно переплетает реальные исторические элементы с захватывающей выдумкой. Это рождает закономерный вопрос: насколько история, рассказанная в картине, основана на реальных событиях?
В отличие от многих фильмов, "Мумия" знакомит зрителей с богами и артефактами, знакомыми нам из учебников истории и энциклопедий. Однако фильм придает этим элементам новое значение, превращая их в шестерёнки сюжета эффектного блокбастера.
Привет! Вы на канале ShadowTavern! Сегодня мы погрузимся в мир "Мумии" и разберемся, на чем же основан этот потрясающий фильм.
Устраивайтесь поудобнее и приятного чтения!
❗Ваши лайки, репосты, комменты и подписки - главная мотивация делать контент чаще, лучше и интереснее) Так что не стесняйтесь подписаться и понажимать на кнопки под статьей, если вам нравится мой канал 🎥
===========
В центре сюжета "Мумии" – авантюрист Рик О'Коннелл. Библиотекарь Эвелин Карнахан и ее брат Джонатан нанимают его в качестве гида для путешествия в Хамунаптру в поисках Книги мертвых. Герои находят древний город, но случайно пробуждают жреца Имхотепа, одержимого идеей завладеть книгой и воскресить свою возлюбленную.
Среди персонажей "Мумии" есть несколько, основанных на реальных исторических фигурах. К ним относятся и Меджаи – воины, охранявшие Хамунаптру, и главный антагонист фильма – Имхотеп. Однако их предыстории и атрибуты в фильме были значительно драматизированы для создания более захватывающего сюжета.
Смешение фактов и вымысла в "Мумии" заставляет задуматься: Сколько же в ней правды?
Имхотеп: жрец, ученый, легенда
Среди персонажей "Мумии" особо выделяется Имхотеп - верховный жрец фараона. Фильм, хотя и заимствует имя реальной исторической личности, вольно интерпретирует его историю.
В "Мумии" Имхотеп представлен как коварный заговорщик, влюбленный в наложницу фараона. Это резко контрастирует с его образом в египетской истории.
О жизни Имхотепа известно немного, но он был высоко почитаем и даже обожествлен. При жизни он занимал посты канцлера при фараоне Джосере и верховного жреца бога солнца Ра в Гелиополе. Ему приписывают авторство проекта знаменитой ступенчатой пирамиды Джосера.
Несмотря на отсутствие подробных сведений, репутация Имхотепа как мудрого и прославленного человека говорит о том, что его жизнь, вероятнее всего, совсем не была похожа на ту, что показана в "Мумии".
Анк-су-Намун, наложница
играет ключевую роль в мотивации главного злодея. Но был ли у нее реальный прототип в Древнем Египте?
Как и у Имхотепа, ее персонаж имеет историческую основу, но, вот сюрприз, сходство также ограничивается лишь именем. На самом деле Анк-су-Намун была не наложницей, а египетской принцессой. Ее настоящее имя - Анхесенамун, и она была дочерью фараона Эхнатона и царицы Нефертити. Впоследствии она стала женой фараона Тутанхамона.
В отличие от Анк-су-Намун из "Мумии", Анхесенамун жила в середине 1300-х годов до н.э., а Имхотеп - в 27 веке до н.э. Таким образом, даже если бы существование этого человека не ставилось под сомнение, она никак не могла бы встретить Имхотепа, тем более влюбиться в него.
Наряд Анк-Су-Намун
В "Мумии" жрица предстает перед нами облаченная в золотую и черную краски, украшенная нитями бус и золотыми элементами.
Хотя нет точных свидетельств того, что жриц гарема красили, делая их непривлекательными для посторонних (или используя краску в качестве "анти-измена" систем), большие гаремы действительно были частью царского дома. Книга "Дочери Исиды" описывает их как квазинезависимые поместья с собственными доходами, но с определёнными ограничениями.
Одежда Анк-Су-Намун не лишена исторической достоверности. Древние египтяне, особенно высокопоставленные женщины, могли быть достаточно свободны в выборе одежды.
Её "платье" (или его отсутствие) имеет прецедент в виде реальных бисерных платьев, которые носили египтянки. Fashion History Timeline сообщает, что платья с сетками из бисера, возможно, носили поверх льняных рубашек или на тканевой основе. Всемирная историческая энциклопедия утверждает, что древние египтяне не всегда стремились к такой же степени закрытости, как в современных западных обществах. Женщины носили юбки без верха или легкие льняные туники, что было практично и абсолютно нормально в жарком и засушливом климате.
Учитывая, что древние египтяне не стеснялись тела, ансамбль Анк-Су-Намун из бисера не выходит за рамки исторической достоверности.
Почему же истории героев были изменены?
Когда студия Universal искала сценаристов и режиссеров для "Мумии", они перебрали множество вариантов, пока не нашли подходящий. Некоторые варианты были слишком мрачными, другие не подходили для будущего блокбастера.
Стивен Соммерс сумел придать персонажу Имхотепа достаточно исторической подоплеки - даже если она не была точной - чтобы создать для мумии убедительную историю. А Анхесенамун он превратил в коварную и безжалостную женщину, которая сама по себе обеспечивает правдоподобную мотивацию для верховного жреца.
Как в фильме, так и в реальной жизни Анхесенамун была сильной и влиятельной женщиной своего времени. Соммерс эффективно использовал силу ее характера, чтобы сделать ее ключевой частью "Мумии".
А что же насчет наказания героев за предательство?
Правда ли, что Хом-Дай из фильма существовал? В "Мумии" Имхотеп, главный злодей, за своё коварное деяние против фараона был подвергнут жуткой казни - Хом-Дай. Его язык был вырезан, а затем, во время мумификации, он был заживо замурован в саркофаге с плотоядными скарабеями. Это проклятие обрекло его на вечные муки.
Но к счастью, это не было реальной практикой мумификации. В Древнем Египте после смерти человека его тело подвергали мумификации, и ни о каком захоронении заживо речи не шло. Мумификация являлась неотъемлемой частью египетской системы верований, поэтому процесс был тщательно разработан и всегда выполнялся скрупулезно. О том, чтобы осквернить его, использовав в качестве казни не могло быть и речи.
Меджаи
Меджаи - реальное древнеегипетское племя, жившее в восточной пустыне между Нилом и Красным морем. Известные как искусные воины и следопыты, они служили фараонам на протяжении многих веков.
В "Мумии" меджаи представлены как потомки этого племени, наделенные мистическими силами и знаниями. Ардет Бэй, которого в фильме играет Одед Фер, изначально задумывался как второстепенный антагонист. Однако его харизма и благородство привели к изменению роли в сюжете.
Согласно "Журналу египетской истории", последний известный источник, в котором упоминаются меджаи, относится к XVII династии. Согласно "Оксфордской истории Древнего Египта", этот период закончился к 1550 году до нашей эры. В фильме меджаи представлены как практически вымерший народ, а в реальности же их потомки, скорее всего, ассимилировались с другими народами, растворившись в истории.
Книга мертвых
В кинематографе "Книга мертвых" часто предстает мистическим артефактом, наделяющим владельца могуществом над загробным миром. Фильм "Мумия" не стал исключением: с помощью этой книги Имхотеп воскрешает жрецов и стражей, и практически обретает бессмертие.
В египетской мифологии "Книга мертвых" действительно играла важную роль. Тексты книги записывались на папирусах, украшали стены гробниц, а иногда даже помещались на саркофаги и амулеты.
Но, в отличие от кино-представления, "Книга мертвых" не давала возможности воскрешать мертвых (неожиданно, да?). Она не была сборником заклинаний для некромантии, а скорее сводом молитв, гимнов и заклинаний, помогающих душе усопшего пройти через суд богов и обрести благосклонную судьбу в загробной жизни.
Хамунаптра
В затерянном среди песков египетской пустыни городе Хамунаптра, известном как "Город мертвых", покоились фараоны Древнего Египта. Именно здесь разворачиваются события знаменитого фильма "Мумия".
Хамунаптра - вымышленный город. Он был создан сценаристами и художниками фильма "Мумия" для создания атмосферы приключений и мистики. НО отчасти можно утверждать, что такой город был. В действительности "Городом мертвых" часто называют столицу Египта - Каир, где сосредоточено множество древних захоронений и памятников. Однако легенды, легшие в основу сюжета "Мумии", никогда не были связаны с Каиром.
Одним из источников вдохновения для создания Хамунаптры мог стать фильм ужасов 1960-х годов "Город мертвых" (его еще можно найти под названием "Отель ужаса(-ов) ). В нем также рассказывается о жертвоприношении девушки и воскрешении древнего зла, которое необходимо остановить. "Мумия" во многом перекликается с "Городом мертвых": мрачная атмосфера, схожие сюжетные линии, противостояние героев потусторонним силам.
Оба фильма черпают вдохновение из истории тех мест, где они происходят. "Мумия" наполнена египетскими мотивами и влиянием оригинального фильма 1932 года, а "Город мертвых" - отсылками к мрачным страницам истории Салема.
===========
На этом у меня сегодня все. Спасибо за просмотр. Если выпуск вам понравился, то не стесняйтесь делиться ссылкой на него со своими друзьями, подписываться на канал и жать на кнопки под статьей :)
И, конечно же, заходите ко мне в VK, YouTube и Telegram каналы!
И до встречи в следующем выпуске! Пока!