Как архитектура приспосабливается к арктическим условиям
Сегодня предлагаем вашему вниманию статью, опубликованную в мае 2021 года, об экстремальной среде, архитектурных традициях коренных народов Севера, сложном проектировании, учитывающем все средовые факторы, и ключе к выживанию. Продолжаем знакомить вас с публикациями из коллекции GoArctic, регулярно пополняемой редакцией при погружении в наши обширные арктические архивы.
Понятие арктической архитектуры весьма обширно. Оно включает вопросы исторического развития, региональных отличий и истоков их появления, разных проектно-философских подходов к созданию, эволюционный ряд примеров приспособления к средовым условиям и целый ряд нерешённых проблем. Однако для понимания феномена в целом необходимо выявить ряд факторов, сформировавших арктическую архитектуру в её нынешнем виде; осознать, что же делает её особенной, не похожей на любую другую.
Что сейчас известно об арктической архитектуре? Известно, что существует архитектура коренных народов, древняя, самобытная, развивающаяся зачастую обособленно от остальной архитектуры. Известно, что, несмотря на достаточно долгую историю освоения региона, арктические города невелики, а население — малочисленно. Известно, что обжиты только материковые земли Арктики, где климат относительно приемлем для жизни. Известно, что жить и строить в Арктике хотя и сложно, но возможно.
Арктическую архитектуру можно охарактеризовать как результат диалога сурового климата и эвристического приспособления человека. Для понимания этого тезиса необходимо ответить на вопрос: что же связывает арктическую архитектуру, отличную от любой другой, и саму Арктику, требующую такого «отдельного» рассмотрения. Ответ достаточно прост: экстремальная среда. Она определяет всё в Арктике. И в архитектурном отношении это не вопрос открыть форточку или установить кондиционер. Это вопрос выжить или нет. Архитектура в Арктике — это процесс сложного проектирования, учитывающего все средовые факторы. Пренебрежение или халатное отношение может привести к авариям и обрушениям. Однако в данном контексте интересна и другая составляющая тезиса. Архитектура не возникает сама собой, её создают люди. Во многом она даже является деятельностью, отличающей человека от других живых организмов. Да, известны «архитекторы» и в мире животных, сооружающие гнёзда, роющие норы и даже строящие хатки. Но животные, большинство из них по крайней мере, по собственной воле не стремятся осваивать регионы, для жизни в которых не приспособлены. А человек именно это и делает.
То есть архитектура в контексте Арктики — это, без преувеличения, ключ к выживанию. Человек не приспособлен для жизни за полярным кругом. И без надёжного и тёплого здания погибнет. Причём подобный энтузиазм освоения имеет долгую историю: человек начал строить здания в Арктике, совершенствовать их и приспосабливать к местной среде достаточно давно. Такой эвристический процесс познания иллюстрирует история архитектуры Заполярья.
Архитектуру Арктики отличает выраженное неравномерное развитие. Здесь не найти известных архитектурных стилей, не выделить типичных региональных особенностей (как можно, например, в других местах с древними цивилизациями). Во многом плавному и линейному освоению, а, значит, и поэтапному развитию архитектуры здесь снова препятствовал климат. Но не ограничивал вовсе, а скорее подчинял это развитие, являясь главным фактором, хотя и не единственным. Для того чтобы лучше понять, какой путь прошла арктическая архитектура, и какие перед ней сейчас стоят вызовы, стоит обратиться к её истории.
Как уже было сказано выше, известно, что в Арктике есть древняя архитектура. Это не привычные античные памятники, но образцы архитектуры коренных народов Арктики, остававшиеся неизменными на протяжении многих веков. Из коренных народов, сохранивших традиции постройки и использования национальных жилищ, стоит отметить коряков, чукчей, эвенков, хантов, манси, ненцев, якутов, инуитов, алеутов и саамов. Их жилища, соответственно: яранга, чум, ураса (летнее жилище якутов), иглу, улягамах (полуземлянка в культуре алеутов), вежа (зимнее жилище саамов), кувакса (летнее переносное жилище саамов). У всех этих построек есть существенные различия: от формы до используемых материалов. Однако в контексте данной статьи интересно обратить внимание на их сходства. Все эти здания объединяет подход к организации объёмно-пространственной композиции: они имеют центральную ось симметрии. Многие возводятся с применением каркасной несущей системы; во всех продуманы аспекты теплосбережения и устройства вентиляции. Именно эти архитектурные приёмы и иллюстрируют процесс приспособления человека к суровым и некомфортным условиям.
Другим интересным этапом развития арктической архитектуры являются деревянные постройки, несущей системой которых является сруб. Их многообразие значительно: это традиционная деревянная архитектура поморов и финнов, всем известные русские избы, имеющие отличные северные и среднерусские типы планировок, и тупа — вид деревянного срубного жилища, вытеснивший в XIX веке традиционные вежи в культуре саамов. Наконец, деревянные храмовые постройки, прекрасными примерами которых являются Никольская церковь и церковь Рождества Христова в селе Пурнема, а также церковь Рождества Богородицы в деревне Луда (Архангельская область). Лёгкость, теплоёмкость и относительная доступность древесины закономерно закрепили за ней лидерство среди других строительных материалов на достаточно продолжительное время. Она актуальна и сейчас.
Наконец, важным этапом истории арктической архитектуры являются модернистские проекты XX века. К ним относятся ранние проекты К. Халтурина, выполненные в 60-ые годы, проекты С. Одновалова и М. Цимбал и Э. Вернера, З. Дьяконовой и В. Танкаяна. Выделяются проекты А. Шипкова, созданные в период с 60-ых по 80-ые годы, среди которых стоит отметить жилой комплекс «Пирамида» и дом нового типа в Воркуте. Все эти проекты отличает модернистский подход: это брутальная и монументальная архитектура многоэтажных зданий. Она грандиозна, поражает своим размахом и идеей. Но при том все проекты отличает и внимание к факторам арктической среды: здесь и использование свайного фундамента, и системы опор, устройство зимних садов, внимание к возможностям управления ветровыми потоками и сохранения тепла.
Да, все эти проекты очень непохожи меж собой, но только на первый взгляд. И небольшой чум, покрытый шкурами, и проект жилой высотки со стеклянными галереями имеют в своей основе единую идею. Эти здания приспособлены специально для условий Арктики, отвечают её суровым требованиям и оперируют специальными приёмами, каждый из которых нивелирует действие того или иного средового фактора.
Но что происходит с современной архитектурой? И той, что сейчас активно эксплуатируется и той, что проектируется? Говоря о тенденциях её развития и ещё не решенных проблемах, стоит снова обратиться к взаимосвязи архитектуры и климата. Несмотря на значительное развитие технологий и определённые победы в отдельных аспектах, экстремальная среда остаётся сложной задачей — глобальной при освоении и частной при проектировании. При этом необходимо пояснить, что наиболее ярко эти проблемы проявляются в действительно отдалённых труднодоступных районах, что менее обжиты, чем города вроде Норильска, или островах среди Северного Ледовитого океана.
К числу этих проблем относят:
— Нивелирование воздействий экстремальной среды на человека. Наиболее серьёзным по степени влияния является эффект, оказываемый арктическим климатом на человека (в особенности на тех, кто приезжает в Арктику и не привычен к её особенностям). Такие факторы, как нерегулярная смена суток, пониженное содержание кислорода и общая акклиматизация имеют, безусловно, пагубное влияние на человеческий организм. Избежать его вовсе невозможно, а длительное воздействие может привести к необратимым изменениям.
Именно здесь важна роль архитектуры. Она создает не просто условное пространство, для жизни, но действительно защищённое, комфортное здание, где это негативное влияние минимизировано. Сложно ли это? Безусловно. Соблюсти баланс между функциональными решениями, ограничениями, накладываемыми экстремальной средой и комфортным пространством, не стеснённым суровыми условиями, — это одна из самых сложных задач в современной арктической архитектуре.
Решением здесь может стать создание зимних садов — своеобразных зон психологического комфорта. Пойдут на пользу психологическому состоянию и открытые рекреационные пространства, где умело использованы цветовые и световые акценты.
— Нивелирование общих воздействий среды. Влиять среда может не только на человека, но и на само здание. Перед современными архитекторами стоит сложная задача по созданию проектов, не только противостоящих условиям климата, но и которые возможно легко и удачно эксплуатировать в таких условиях. Несмотря на значительное развитие технологий и успешно внедренные методы противостояния потенциальным угрозам среды, всё ещё существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при строительстве и проектировании в Арктике. Что это за факторы?
Опасность представляют грунты: вечномёрзлые, карстовые и ледяные. Они отличаются от обычных грунтов: вечномёрзлые и ледяные имеют в составе лёд, а карстовые — многочисленные пустоты. Подобные грунты нестабильны, и стандартные решения вроде вырытых котлованов и подземных фундаментов в Арктике неприменимы. Наиболее распространённым является способ устройства системы из свайных фундаментов и опор под зданием. Свайный фундамент точечно касается ледяных слоёв и не разрушает их структуру. Опоры же, поднимающие здание над уровнем земли, с одной стороны, препятствуют поступлению тепла от нижних этажей, а с другой — позволяют ветровым потокам проходить под конструкциями — всё это сохраняет вечномёрзлые грунты охлаждёнными. Применение такой системы можно наблюдать практически во всех зданиях, возведённых за полярным кругом.
Другой опасный фактор — это атмосферные явления. К ним относятся как атмосферные осадки (дождь, снег), так и явления (метели, ураганы). Избыток снега может засыпать входы в здание и всю прилегающую территорию или сломать не рассчитанные на его вес конструкции. Воздействие сильных ветровых порывов также может повлечь как износ конструкций, так и их обрушение. Как решить эти проблемы? Создать систему управления этими факторами. Для минимизации скопления снежных масс применяют скосы в ограждающих конструкциях. А для снижения ветровых нагрузок проектируют аэродинамические профили, позволяющие к тому же направлять ветер под здание, что способствует как продуванию снега, так и охлаждению грунта.
— Трудности строительства. Лето в Арктике короткое. Оно длится всего пару месяцев, может идти снег, а температура далека от привычного жителям умеренного климата зноя. Однако именно период недолгого, относительно тёплого и сухого лета является наиболее подходящим для проведения строительства. Но такого срока критически недостаточно для разворачивания процесса строительства. Кроме того, определённые сложности представляет и устройство условий проживания для строителей, особенно в отдалённых районах. Подобные трудности до сих пор не имеют единого решения.
— Трудности логистики и инфраструктуры. Как и многие другие, эти проблемы связаны с климатом. Проблема дорог и доступного транспорта для Арктики всё ещё актуальна. В крупные города ещё можно добраться привычным автомобильным транспортом, но в мелкие населённые пункты или значительно отдалённые — уже нет. Проблема заключается не только в малом количестве существующих дорог, недостаточном для нужд строительства и освоения Арктики. Основная причина логистических затруднений в том, что обычные дороги сложно качественно обслуживать и поддерживать: они не выдерживают условий климата, влажности и температурных перепадов. Отсутствие дорог или плохое состояние имеющихся — это серьёзная проблема при доставке строительных материалов. Конечно, возможны альтернативные транспортные пути — морские или воздушные. Но они гораздо более затратны и сложны. Во многом, это одна из тех проблем, что существенно тормозят развитие и освоение как Арктики, так и её архитектуры. Решением здесь должны стать не столько новые стандартные дороги, сколько специальные решения, которые позволят создать транспортные коридоры, приспособленные к местным условиям.
— Новые решения, проекты и изыскания. Арктика в большинстве своём не терпит решений, хорошо работающих в других регионах. Этот уникальный, суровый, но в то же время и хрупкий мир значительно отличается от привычной многим жизни в умеренном климате. Стандартные приёмы проектирования и строительства здесь работают плохо, а зачастую и вовсе непригодны. В связи с этим любой, не только архитектурный, проект в Заполярье сталкивается с острой необходимостью разработки новых решений — особых, арктических, которые возможно реализовать только в этом регионе и которые разработаны для конкретных мест и ситуаций.
Так что же можно сказать об арктической архитектуре? На протяжении всей её истории — от древних национальных жилищ до современных, построенных в последние несколько лет зданий, — главным фактором, оказывающим влияние на её развитие, является климат. Он влияет на все аспекты жизни в Арктике, но на архитектуру — особенно сильно. Ведь именно от архитектуры во многом зависит качество жизни человека за полярным кругом. Этот специфический ответ, выраженный и объёмно-пространственной композицией, и отдельными малыми приёмами, отличает арктическую архитектуру от любой другой. В перспективе можно говорить о том, что суровая среда останется главным фактором влияния, но вот то, что заполярная архитектура будущего найдёт новые формы и выражения, став, с одной стороны, более надёжной для человека, а с другой — менее враждебной для экосистемы, — не вызывает сомнений.
***
Автор: Савинова Валерия Анатольевна, аспирант заочного отделения аспирантуры Московского архитектурного института, специально для GoArctic