Будучи и штурманом, и лётчицей, Марина Раскова освоила целый ряд самолётов. Первым её воздушным средством стал знаменитый У-2 - учебный самолёт Поликарпова. Осенью 1934 года за хорошую работу начальство поощрило Марину Михайловну учёбой лётному делу за счёт Военно-воздушной академии в Центральном аэроклубе в Тушине. Поскольку она уже владела теоретическими предметами, её определили в группу лётчиков, проходивших переподготовку, чтобы она занималась самолётовождением. Обучение проходило «без отрыва от производства» –от проведения занятий Раскову никто не освобождал: «День в аэроклубе начинался с 5 часов утра. К десяти я уже должна была прибыть в Академию на занятия». Марине пришлось преодолеть предвзятое отношение инструктора Гепнера и доказать своё право на самостоятельные полёты. Подробнее об этом рассказывается в книге "Марина Раскова. За страницами "Записок штурмана", которую можно заказать, заполнив форму по ссылке или написав на почту lukoyanovahistory@yandex.ru
Научившись летать, Марина пыталась установить мировой рекорд в компании пятерых авиатрисс. В августе 1935 года они вшестером вылетели из Ленинграда в Москву на самолётах АИР-6. По словам Анны Спиридоновны, матери Расковой, задачей перелёта было «показать, что молодые советские лётчицы, окончившие аэроклуб без отрыва от производства, умеют летать в соединении на довольно далёкое расстояние». Чем завершилось это "путешествие", вы узнаете в книге Марии Лукояновой и в самих "Записках штурмана".
Осенью 1937 года Валентина Гризодубова предложила Расковой «слетать на маленький рекордик» на дальность. На легкомоторном самолёте конструкции Александра Яковлева №12 они решили лететь в Среднюю Азию, где Гризодубова по рабочим делам уже бывала не раз. Раскова прикинула, что для рекорда нужно будет сначала по прямой лететь из Москвы до Оренбурга, а оттуда – пока хватает горючего, вдоль железной дороги. В полёте машина показала свои технические несовершенства, но экипаж с честью завершил полёт и таки установил международный рекорд.
В первой половине 1938 года Марина установила два мировых рекорда на "летающей лодке" - МБР-2. Она была штурманом в экипаже Полины Осипенко и Веры Ломако. 2 июля 1938 года они пересекли весь Союз снизу вверх, долетев из Севастополя до окрестностей Архангельска. После этого полёта экипаж торжественно встречали в Москве - с кинооператорами, шикарными машинами и морем цветов.
Самолёт АНТ-37бис "Родина" - пожалуй, главное воздушное судно в жизни Марины Расковой. Именно рекорд на нём прославил её на весь мир и коренным образом изменил жизнь. Перелёт состоялся 24-25 сентября 1938 года, за штурвалом находилась Валентина Гризодубова, вторым пилотом стала Полина Осипенко. За 26 часов 29 минут экипаж добрался из Москвы до Дальнего Востока, но с расчётом горючего случилась неувязка, и пришлось совершать экстренную посадку в тайге. Марина заранее выпрыгнула на парашюте и блуждала по лесу ещё десять дней.
В последний свой полёт Марина Раскова отправилась на Пе-2. В 1942 году она возглавила полк, вооружённый этими самолётами. 4 января 1943 года во главе звена из ещё двух машин Раскова полетела на Сталинградский фронт. Попав в ужасные метеоусловия, она врезалась в гору. Кроме Расковой, погибли находившиеся на борту штурман Кирилл Хиль, бортмеханик Владимир Круглов и стрелок-радист Николай Ерофеев.
Об этих и других крылатых машинах Марины Расковой вы можете прочитать в книге Марии Лукояновой "Марина Раскова. За страницами "Записок штурмана".