Название Извара имеет финские корни и состоит из двух финских слов “Исса” – большой и “Вааро” - гора. Большая гора. Владельцами усадьбы в разное время были знаменитые русские фамилии Шереметьевы, Трубецкие, Салтыковы, Елагины, но пользовались землями только в хозяйственных целях, сами никогда не проживали. Первую полноценную дворянскую усадьбу с господским домом, садом и огородом построила жена полковника Анна Ивановна Логинова которая поселилась в Изваре в конце 18 века. До нашего времени с той поры дошел деревянный амбар для хранения зерна построенный из цельных стволов деревьев. Господский дом строили крепостные, без архитектора, по желанию барина. Дома размещали посередине села, чтобы было удобнее следить за крестьянами.
В 1872 г. Извару приобретает К.Ф. Рерих, семья нотариуса Санкт-Петербургского окружного суда владеет усадьбой в течении 28 лет.
У супругов Константина Федоровича и Марии Васильевны родились восемь детей из которых выжило лишь четверо – Лидия, Владимир, Борис и Николай. Почти каждое лето семья Рерихов проводила в своем имении. Путь до имения был неблизкий. Ехали поездом от Балтийского вокзала до станции Волосово, а от Волосова до Извары – еще тридцать шесть верст – в бричке, запряженной четверкой лошадей.
Имение было большое. Застройка традиционна: усадебный дом, множество хозяйственных построек, среди которых амбар екатерининских времен, огромный парк. Въезжали в усадьбу через ворота с белыми столбами по аллее, ведущей к господскому дому.
Николай Константинович так вспоминал о доме: –
“Дом изварский старый, стены, как крепостные, небось и посейчас стоит. Все в нем было милое. В прихожей пахло яблоками”
В первом этаже помещались столовая, зал и кабинет Константина Федоровича, комнаты для гостей. В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного бархата. Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели. Для гостей одна комната зеленая, другая -голубая.
Среди усадебных построек также значились: деревянная молочная, каменный скотный двор, конный двор, рига каменная и хлебный сарай, кузница и винокуренный завод, на речке Изварка – водяная и ветряная.
Из воспоминаний:
“Со времен Екатерининских амбар стоит недалеко от дома, длинный, желтый, с белыми колонками. На берегу озера молочная ферма — ферма из дикого камня — очень красиво, вроде крепостной стены. Такой же старинный постройки и длинный скотный двор. Такие же длинные конюшни мельницы. За ними белое гумно, картофельные погреба. Один из них сгорел. Остались валы – отлично для игры в крепость.”
Дети проводили все лето на природе, среди старинных книг. Отец Николай Константинович был сторонником здорового образа жизни и приучил своих сыновей главному в то время спорту, охоте. С детства слабый здоровьем Николай Рерих благодаря увлечению охотой стал закаленным выносливым, он мог преодолеть многие версты по бездорожью уверенно ориентировался по солнцу и звездам был способен по несколько дней и в жару и холод пропадать в окрестных лесах которые использовались для охоты.
Легенды и предания оставили неизгладимое впечатление на Николая Рериха. Многочисленные курганы Извары манили своими секретами. Юный Николай уже в детстве участвовал в раскопках под началом известного археолога Ивановского. Увлечение археологией стало одним из любимых его увлечений. В Изваре были написаны первые этюды, стихи, очерки о природе Извары. Увлечение археологией оказало большое влияние на живопись Николая. Он серьезно относился к сказкам и преданиям считая, что в них скрыто гораздо больше чем мы привыкли думать.
В Изваре были написаны такие картины : Плач Ярославны, Святополк Окаянный, Сходятся старцы, Пскович, Пушкари, Вече и Гонец.
В 1897 году за картину ” Гонец. Восста – род на род” Рерих получил звание художника. Эту картину прямо с Академической выставки приобрел для своего собрания Михайлович Третьяков.
С 1896 г. Н. Рерих начинает сотрудничать с Императорским русским археологическим обществом, в 1897 г. становится его сотрудником, читает лекции, проводит со слушателями выездные экскурсии, занимается археологическими раскопками уже профессионально.
Николай Рерих известен всему миру прежде всего как инициатор первого в мире международного договора защищающего памяти истории культуры от войн и вооруженных конфликтов этот договор получил название “пакт Рериха”.
Мысль спасения культуры в экстремальных ситуациях была впервые высказана в 1904 году, в 1915 году он лично докладывал об этой идее императору Николаю второму, но только в 1929 году он выступил с проектом пакта в печати. Был придуман символ который должен был бы напомнить человечеству о защите культурных сокровищ, о всенародном достоянии. Символ должен был бы стать таким же узнаваемым как Красный Крест. Три круга заключенные в кольцо. Своеобразный знак триединства, прошлое настоящее будущее в кольце вечности.
В 1635 году пакт Рериха был подписан соединенными штатами Америки, республиками Центральной и Южной Америки, а в 1948 году, через год после смерти художника, присоединилась Индия в которой Николай Константинович в экспедициях провел много лет, где и он закончил свой жизненный путь.
Одной из самых ярких впечатлений детства Николая было связано с пожаром старой приходской церкви в селе Грызово. Пожар произошел за две недели до Великого поста практически полностью уничтожил храм и окрестные жители были сильно опечалены тем, что страстную неделю и в дни светлых праздников они должны будут проводить без храма. Отец художника Константин Федорович Рерих пожертвовал под новую церковь одно из строений своего имения и помог превратить это строение в храм и уже в Вербное воскресенье состоялось его освещение. Позже на месте пепелища той самой церкви Николай Константинович будет проводить раскопки и найдет крест.
Старинный, каменный лежит сегодня на территории усадьбы. Предание говорило о том, что на месте храма, в селе Грызово, Петр первый после одного из сражений со шведами поставил крест. Рерих получает разрешение на проведение археологических раскопок и действительно, в основании фундамента он находит большой , каменный, с двумя круглыми отверстиями.
в 1900 году умер отец художника Константин Федорович и его вдова Мария Васильевна приняла решение продать имение на вырученное средство Николай Рерих смог отправиться во Францию, где и продолжил обучение в студии известного живописца.
Новым владельцем усадьбы становится Александр Петрович Верландер. Петербуржцам он известен как автор популярного путеводителя по станциям Балтийской железной дороги на который был издан в 1883 году.
Первоначальный облик Изварской вотчины был изменен, дом приобрел мезонин, торцы которого представляли собой ступенчатые щипцы, украшенные башенками-пинаклями с флюгерами. Некогда охристую окраску стен здания заменили жемчужно-серые тона в сочетании с темно-серыми наличниками окон. Окна пристроек получили особую мелкую расстекловку, свойственную эклектической архитектуре 1860-х годов. Вероятно, к тому же периоду относится и новая отделка интерьеров.
Александр Петрович стал разводить форель на продажу. Было построено трехэтажное здание именуемая “Форельной башней” Дом строился по традиционной прибалтийской системе, с применением валунов скрепленных известковым раствором. На чердаке был устроен резервуар для воды который по системе лотков спускалась по этажам, где выводились и выращивались из икры мальки форели. Мальков кормили сырой и вареной печенкой, а после выпускали в расположенное рядом пруды.
Два года спустя у его наследников Извару выкупила Министерство Юстиции для размещения здесь Санкт-Петербургской детской земледельческой колонии.Первоначально эта колония создана еще в 1871 году размещалась рядом с Ржевкой на берегу реки Лубьи. Её целью было перевоспитанием малолетних преступников мальчиков и юношей в возрасте от 10 до 18 лет . Колонисты занимались общественно полезным трудом и сельским хозяйством которое оказывало положительное влияние на их воспитание, а также получали начальное и ремесленные образования – портняжное, сапожное, слесарное и столярное. Подростки жили в деревянных домах и делились небольшие группы которые назывались семьями. Во главе каждой семьи стояли опытные воспитатели. Распорядок дня был таким, что дети весь день были чем-то заняты и у них не оставалось времени на дурные мысли и поступки.
В 1914 годах на территории Извары был построен комплекс зданий для размещения колонии. Комплекс построек представлял собой яркий образец идеи города – сада гармонирующего с природой, старинной русской усадьбы, озерами и лесами ижорского плато.
На сегодняшний день сохранился лишь училищный дом со встроенной церковью. Под названием исправительно-трудовой свою работу колония продолжала до 1955 года. После этого, здание училищного дома было передано под размещение администрации и дома культуры местного совхоза “Ударник”. Здесь возник общий центр жизни поселка – работала школа, библиотека, столовая, клуб, спортзал, мастерская и Совхозная контора.
Разруха 90-х годов привела к тому, что здание оказалось заброшенным. Сегодня функционирует только церковь Казанской иконы Божией матери которая была восстановлена в 1996 году
А вот усадьбе повезло еще меньше, в 1947 году дом сгорел до каменного основания. Исчезли пристройки, крыльцо декоративные башенки. В воссозданном кое-как здании долгое время размещался поселковый совет, а затем музей.
Ленинградская область. д.Извара.