Кто-то воспринимает «Особенности национальной охоты» как пропаганду нездорового образа жизни, грубо скроенную из самых распространённых стереотипах о стране. Кто-то — как точную зарисовку «о русской душе». Для большинства же этот фильм — один из ярких киносимволов 90-х — неагрессивный, забавный, даже успокаивающий. Совсем не похожий на эпоху, в которой родился.
«Мы снимаем не комедию», — такую установку давал Александр Рогожкин актёрам перед съёмками, чтобы те не переусердствовали в попытках рассмешить зрителей. Хотя группе и так было не до шуток: случались и переломы, и экстремальные съёмки в холод, и опасные взаимодействия с животными.
Сценарий фильма Александр Владимирович написал под впечатлением от своей первой поездки на охоту. История оформилась быстро.
«Если бы я написал всё, что происходит в реале на охоте, то меня бы просто затоптали ногами и сказали бы, что я издеваюсь над российским народом, над охотниками, рыболовами», — говорил Рогожкин.
Медлить со съёмками режиссёр тоже не собирался. К началу лета 1994 года основные актёры уже были подобраны: Алексея Булдакова (генерал Булдаков, впоследствии Иволгин) и Виктора Бычкова (егерь Кузьмич) кинодел уже снимал в своих прошлых картинах, Сергей Гусинский (сержант Семёнов) сотрудничал с ним как звукооператор, Вилле Хаапасало (Райво) отыскался во ЛГИТМиКе, а Семёна Стругачёва (Лев Соловейчик) утвердили чуть позже. Помогла внешность: Рогожкин искал на роль майора уголовного розыска актёра с выразительным носом и сначала обратился к Александру Лыкову. Тот оказался занят в другом проекте, и режиссёр, найдя Стругачёва, взял его без проб.
Поначалу Семён — до съёмок в «Особенностях…» преимущественно театральный актёр — играл чересчур выразительно, что не нравилось Рогожкину. Посмотрев на первые дубли со своим участием, артист и сам убедился, что «вышло ужасно», и внёс коррективы в поведение своего героя.
«Мы снимали ничем не примечательную, простую, рядовую картину. Правда, Рогожкин все время кричал: „Не делайте смешно, играйте всерьез!“ Может, поэтому из этих фильмов и получилось что-то стоящее, а начни мы комиковать и рожи строить, как часто делаем в последнее время, вышла бы ерунда. Жили мы во время съемок одной семьей, работали за копейки и не думали, что делаем что-то особенное», — говорит Стругачёв.
Актёр «срисовывал» образ Соловейчика с собственного брата — полковника в отставке, который, по словам Семёна Михайловича, обиделся на него, когда посмотрел картину. Прообраз был и генерала: Булдаков изучал повадки, жесты и манеру говорить генерала Александра Лебедя, а присказку «Ну вы, блин, даёте!» позаимствовал у старого товарища — Александра Панкратова-Чёрного.
Ещё один яркий персонаж — предприниматель Сергей Олегович, который то и дело попадает в нелепые ситуации, — тоже имеет прототипа, им был писатель Эдуард Лимонов. Сыгравшему его актёру Сергею Русскину, как и всей съёмочной бригаде, пришлось несладко:
«В “Охоте” есть кадр, когда я в сарае был зажат надувной лодкой. Это спасательная лодка ВМФ, она очень быстро надувается, и там меня действительно настолько сильно прижало, что чуть рёбра не треснули <…> Или ещё. Все погони снимались с одного дубля. Оператор заботился о том, чтобы показать девственную, дикую природу, поэтому все время приходилось бежать по незнакомой местности. А ведь это же лес, тем более — лес карельский. Там валуны, камни, несколько раз актёры падали в ямы, на камни, подскальзывались, тонули. У генерала Булдакова случилась трещина ребра — такой был сильный ушиб».
Кстати, Алексей Иванович доиграл сцену и сказал все свои реплики, превозмогая боль. Через некоторое время Булдакову стало плохо. Ему же пришлось неоднократно нырять в холодную воду, а между водными процедурами идти «греться» в холодную баню. В помещении было не больше +8 градусов: съёмочная группа работала в тулупах (многие потом заболели), а актёрам пришлось намазаться маслом, чтобы выглядеть «потными».
О животных. «Пьяный» медвежонок, с которым делали снимки все охотники, на самом деле цапнул Семёна Стругачёва (этот кадр вошёл в финальный монтаж), а кому-то из бригады даже отгрыз фалангу пальца. Характер у зверя по имени Боря был скверный, поладил с ним только «егерь» Виктор Бычков.
Сцена с бомболюком и коровой, оказывается, сделана при помощи компьютерной графики не целиком. Говорят, в съёмках принимали участие три бурёнки, одной из которых на самом деле пришлось повисеть в бомболюке самолёта.
Кстати, по словам Бычкова и других актёров, Рогожкин подумывал уничтожить плёнку с «Особенностями национальной охоты»: был не доволен результатом, потому что «снимал совершенно другое кино». Да и сам режиссёр говорил:
«Я вообще жалею, что не остановился на первом фильме, а снял трилогию. Я не люблю тиражировать. Это не мой стиль работы. «Особенности национальной рыбалки» и «…охоты в зимний период» — это случайные для меня фильмы <…> Чтобы отвязаться [от продюсеров], заявил, что готов работать, только если будет плёнка 35 мм и звук Dolbi. Я был уверен, что телевизионная структура не пойдёт на такие колоссальные по тем временам затраты, но они согласились. Пришлось снимать».
Фото: кадры из фильма, соцсети