Найти тему

Продолжение переписки с Минпросвещения РФ.

19 марта я получил предложение от Директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России начать процедуру внедрения аксиоматики физики в учебные программы. Сегодня я ответил на это письмо согласием и комментариями:

«В Вашем письме отмечается, что введение физической аксиоматики в школьные программы и учебники предполагает серьезную трансформацию как ФООП и учебников, так и методики преподавания физики в школе. Этот процесс включает в себя модернизацию ФГОС общего образования в части учебного предмета «Физика», федеральных рабочих программ по физике, содержания учебников, обновление программ повышения квалификации учителей физики. Я с этим безусловно согласен, и в своих предыдущих обращениях отмечал, что подход к внедрению физической аксиоматики должен быть комплексным и глобальным.

Также в письме отмечается необходимость апробации новых идей апробация новых идей и наличие положительных экспертных заключений.

На протяжении 20 лет идеи аксиоматики десятки раз апробированы мной и в целом получили одобрение на ученых советах, научно-технических советах, научных семинарах и конференциях Института общей физики РАН, Курчатовского института, МФТИ, Физического института РАН, МИЭМа, МАДИ, ЯГПУ, Высшей школы экономики и других организаций. В одном лишь ИОФАНе я выступал с докладами о деталях аксиоматики около десяти раз. Второй год работает мой блог НАУЧНАЯ АКСИОМАТИКА ФИЗИКИ https://dzen.ru/axiomatics, имеющий сегодня около тысячи подписчиков.

И я готов продолжить апробацию и шлифование физической аксиоматики на любых площадках и аудиториях специалистов, отвечая на их вопросы и замечания. Готов также участвовать в работе системы повышения квалификации учителей физики, в частности читать вводную лекцию и курс лекций по физической аксиоматике. Для самообразования могу порекомендовать вышедшие в последние годы мои учебники по физике, которые основаны на научной аксиоматике физики и обладают высокой степенью аналитичности (например: Никеров В.А. Физика: Учебник и сборник задач, 3 изд., перераб. и доп. 582 с. 2024 г. ИТК Дашков и К. Рекомендован Минобрнауки РФ. Подробней: https://dashkov.ru/catalogue/6007/748408).

На мой взгляд, главной проблемой сегодняшней мировой практики преподавания физики является то, что десятки и сотни физических законов представляются как практически независимые и несвязанные друг с другом, что существенно затрудняет понимание физики в целом. Когда я был школьником и победителем олимпиад всех уровней, то испытывал сильный дискомфорт от того, что главные формулы электродинамики никак не связаны друг с другом. Школьники XXI века имеют шанс не испытывать этого дискомфорта. НАУЧНАЯ АКСИОМАТИКА ФИЗИКИ – это относительно простые идеи, которые определяют первичность, взаимосвязь и суть законов физики. И внедрение аксиоматики в учебные программы создает иерархию законов, которая позволит в разы улучшить понимание физики как отличниками, так и двоечниками. Все это - без особых затрат – позволит не только повысить качество российского образования, но и качество российских высоких технологий.

Убежден, что внедрение адаптированной физической аксиоматики уже в школьные программы позволит молодежи более адекватно воспринимать основы мироздания и облегчит вхождение во взрослую жизнь.

Таким образом, я жду от Вас предложений по моему участию в конкретных действиях по рассмотрению вопроса внедрения научной аксиоматики физики в учебные программы.»