Найти в Дзене
КОНКРЕТУМjournal

25 марта 1813 года родился Дельвиг Андрей Иванович - главный ‘творец русского водопроводного дела’

📆 наш календарь: Дельвиг Андрей Иванович (13 (25) марта 1813 — 20 января (1 февраля) 1887) – барон, Сенатор, инженер-генерал из рода Дельвигов, технический руководитель и организатор строительства многих крупных инженерных сооружений на территории Российской империи: водопровода в Москве и Нижнем Новгороде, нескольких железных и шоссейных дорог, переправ в горах Кавказа и др. Дельвиг был главным «творцом русского водопроводного дела». Родился в селе Верхний Студенец, ныне Задонского района Липецкой области, в знаменитой дворянской семье Дельвигов. Двоюродный брат поэта Антона Антоновича Дельвига. Брат военачальника Николая Ивановича Дельвига. Родной дядя городского главы Нижнего Новгорода Дмитрия Николаевича Дельвига.  В марте 1827 года начал учиться в Военно-строительном училище путей сообщения, которое было присоединено к Институту инженеров путей сообщения. После окончания института в 1832 году занимал должность производителя работ по устройству московского водопровода и был отме

📆 наш календарь:

Дельвиг Андрей Иванович (13 (25) марта 1813 — 20 января (1 февраля) 1887) – барон, Сенатор, инженер-генерал из рода Дельвигов, технический руководитель и организатор строительства многих крупных инженерных сооружений на территории Российской империи: водопровода в Москве и Нижнем Новгороде, нескольких железных и шоссейных дорог, переправ в горах Кавказа и др. Дельвиг был главным «творцом русского водопроводного дела».

Родился в селе Верхний Студенец, ныне Задонского района Липецкой области, в знаменитой дворянской семье Дельвигов. Двоюродный брат поэта Антона Антоновича Дельвига. Брат военачальника Николая Ивановича Дельвига. Родной дядя городского главы Нижнего Новгорода Дмитрия Николаевича Дельвига. 

В марте 1827 года начал учиться в Военно-строительном училище путей сообщения, которое было присоединено к Институту инженеров путей сообщения.

После окончания института в 1832 году занимал должность производителя работ по устройству московского водопровода и был отмечен главноуправляющим путями сообщений и публичными зданиями. Дельвиг был главным «творцом русского водопроводного дела».

В 1836 году работал над гидротехническими сооружениями Тульского оружейного завода. В 1838 году, в чине капитана, участвовал в работах по соединению рек Москвы и Волги.

В 1839 году назначен помощником инженер-полковника Максимова по устройству московских набережных и улучшению судоходства на реке Москве. 

В 1840 – 1841 гг. работал на реке Кубань. 

С 1842 года по 1858 год Дельвиг состоял при главноуправляющем путями сообщений Петре Андреевиче Клейнмихеле. 

Нижний Новгород. В 1844 году возглавил Нижегородскую губернскую строительную комиссию. К этому времени выявились многие недостатки конфирмованного в 1839 году плана Нижнего Новгорода. Дельвиг приступил к его доработке. Провёл ремонт Кремля, архитектурного ансамбля ярмарки, проектировал с помощниками Мариинский женский институт (старые корпуса Политехнического института), ускорил строительство красных военных казарм на Нижне-Волжской набережной, ремонтировал дом-дворец военного губернатора в Кремле, мостил центральные улицы и площади булыжником.

Нижний Новгород испытывал острый недостаток чистой питьевой воды. С 1845 года Дельвиг изыскивал токи подземных родников, собирал их в резервуар под Откосом и при помощи паровых машин поднимал в верхнюю часть города. В 1847 году по проекту Дельвига на Благовещенской площади был сооружен первый в истории города фонтан.

-2

С 1848 года жил в Москве. Проведённые им в 1853—1858 годах работы по переустройству Мытищинского водопровода намного улучшили водоснабжение Москвы. Дельвигу принадлежит первое в России и одно из лучших для того времени «Руководство к устройству водопроводов» (1856). 

Эта книга была удостоена Петербургской Академией Наук Демидовской премии и долгое время служила основным пособием при проектировании и строительстве водопроводов.

В 1861—1871 годах занимал ряд высших постов в министерстве путей сообщения и много сделал для улучшения отечественного железнодорожного дела: ввёл сохранявшееся долгое время деление на «службы», организовал первые съезды представителей железных дорог, по его инициативе были созданы технические железнодорожные училища.

В Москве в 1872 году при участии нескольких железных дорог было учреждено Дельвиговское железнодорожное училище, для которого Дельвиг пожертвовал дом в Кучином переулке и устроил при нём общежитие, обеспечив его капиталом, ныне это Московский колледж железнодорожного транспорта Российского университета транспорта (МИИТ).

Председательствовал в совете Министерства путей сообщения и в продолжение 10 месяцев управлял министерством.

Инженер-генерал (1883).

Являлся пайщиком Московского купеческого банка. 

Был одним из организаторов Русского технического общества в 1866 году и его первым председателем.

Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.