Министерство юстиции США обвинило Apple в антиконкурентной политике на рынке смартфонов. В последнее время кажется, что власти разных стран крепко взялись за технологические компании. Впрочем, регулировать этот рынок начали не вчера.
Иски в США
Нынешний иск американского Минюста — кульминация расследования, которое стартовало в 2019 году при Дональде Трампе. Власти считают, что «яблочная» корпорация намеренно осложнила потребителям переход на продукты других производителей. Например, умные часы Apple Watch не работают с Android-устройствами, поэтому пользователи не могут сменить платформу смартфона, оставшись с привычным аксессуаром. Калифорнийский техногигант, конечно, отрицает все обвинения.
За последние 14 лет это уже третья претензия к Купертино от Министерства юстиции США. Например, в 2010-м Apple совместно с другими организациями Кремниевой долины уличили в сговоре: компании намеренно не нанимали сотрудников друг друга, что позволило занижать зарплаты.
Конечно, американские власти регулярно судятся и с другими представителями высокотехнологичной индустрии. Год назад Минюст инициировал дело против Google касательно антиконкурентных практик. Вспоминаются и разбирательства между корпорациями: например, эпохальное дело Epic vs Apple.
Регулирование в Европе
Пока в Штатах власти давят на технологический сектор точечными исками, по другую сторону Атлантики чиновники действуют более основательно. За последние годы Евросоюз принял два важных закона — о цифровых услугах (DSA) и о цифровых рынках (DMA).
- DSA предписывает крупным интернет-платформам обеспечить модерацию контента, раскрыть принципы работы рекомендательных алгоритмов, остановить таргетирование рекламы на основе конфиденциальных данных.
- DMA обеспечивает свободный доступ игроков рынка к крупнейшим цифровым платформам: магазинам приложений, мессенджерам, браузерам и операционным системам.
Наказание за невыполнение требований серьёзное. Потенциальные штрафы за несоблюдение DSA — до 6% от глобального дохода компании за год. Например, в масштабах Google речь о штрафе до 18 млрд долларов.
Интересно, что многие техногиганты базируются в Америке, но на домашнем рынке законодательная регуляция рынка практически не развита. Спустя почти шесть лет действия европейского регламента по защите данных (GDPR) штатовские власти всё ещё «собирают и анализируют» информацию для федерального закона о конфиденциальности.
Главная причина такого феномена — у каждого из 50 штатов своя законодательная база. Разработка федеральной нормы слишком сложная задача, а локальные законы в отдельных регионах превратят работу интернет-компаний в настоящий ад.
Ещё власти ЕС внимательно рассматривают сделки технологических компаний. Именно из-за противодействия Евросоюза Adobe и Figma отказались от слияния. Похожая история случилась с Amazon и разработчиком роботов-пылесосов iRobot. В заявлении сторон так и сказано: «приобретение не имеет шансов одобрения регулирующих органов Европейского союза».