Творчество составляет сущность процесса интеллектуального развития человечества. В науке это расширение объема знаний, в искусстве – методов образного и эмоционального восприятия действительности . Развитие техники искусственного интеллекта неизбежно ведет к преобладанию его информационных возможностей над человеческими. Для полноценного включения искусственного интеллекта в творческие процессы необходимо наделить его механизмами восприятия и анализа внешних факторов. Возможным результатом может стать кардинальное изменение роли конкретной личности в различных отраслях искусства.
Способна ли машина творить? Даже лет десять тому назад ответ представлялся однозначным. Сейчас это уже предмет дискуссии. Машина переименовалась в искусственный интеллект, способный функционировать во всех областях человеческой деятельности. Проник он и в сферы , традиционно недоступные для точного анализа и моделирования – литература, живопись, музыка. Появилась возможность «создать» любое «произведение искусства» с помощью соответствующих нейросетей. Нужно лишь более или менее внятно сформулировать задачу и , пожалуйста: рассказ, а то и книга, статья, речь, сценарий, оратория, фильм и т.д. и т.п. Какое раздолье журналистам, политикам, деятелям искусств. Есть веские основания полагать , что указанные возможности уже реализуются. Однако преобладает мнение, что таким образом производятся второсортные компиляции, а реальное творчество для «машины» недоступно в принципе. Данный утверждение касается фундаментальной проблемы будущего развития . Речь идет не только о сфере искусств, ведь творчество составляет основу развития также в науке и технике. Именно здесь «передача» процесса развития искусственному интеллекту может определить судьбу человечества.
Что такое творчество?
Это кардинальный вопрос. Если это процесс, то можно ли его проанализировать и искусственно воспроизвести. Заодно нужно понять, как этот процесс реализуется в различных видах деятельности. Сразу нужно установить, что из рассмотрения исключаются категории «вдохновение, озарение, интуиция» и т.п. как проявление иррациональных воздействий. Будем исходить из того ,что для процесса творчества достаточно естественных мыслительных процессов. Анализ базируется на выявлении роли , которую результат творческого процесса играет в соответствующей его назначению системе. Проще всего это определяется в научно-технической области: результатом является расширение объема объективного знания. Гораздо сложнее проблема в мире искусства, где ведущую роль играют субъективные факторы. Любое произведение искусства, даже примитивное, является продуктом творчества , поскольку неизбежно отражает неповторимые черты личности автора. Однако к теме обсуждения относятся , очевидно, произведения , имеющие общественное значение того или иного рода. В этом плане любое произведение искусства это обращение автора к обществу с осознанной или нет целью. Соответственно, успех зависит от того, насколько полно это обращение воспринято.То есть содержание творческого процесса должно включать как видение картины мира автором, так и возможность восприятия этой картины «зрителем», он же слушатель или читатель. Именно общественная оценка придает произведению искусства объективную ценность . Она заключается в обогащении человечества средствами образного восприятия и выражения действительности.
Однако даже самые революционные идей , конструкции, композиции и фантазии строятся из «обиходных» элементов, возможно, в нетрадиционных формах. Эти элементы характерны для разных человеческих групп и составляют языки , необходимые для распространения и восприятия указанных интеллектуальных продуктов. Для конкретной личности «словарный запас» формируется образованием, жизненным и профессиональным опытом. Решающую роль при этом играет способность выявлять эти элементы , систематизировать их и целенаправленно использовать. Хрестоматийным примером может служить создание художественного полотна. Живописец , как все люди, воспринимает и может использовать три цвета – красный, зеленый и синий - в разных количественных соотношениях. Однако его отличает способность к выявлению гораздо большего количества оттенков и их композиции для передачи идеи картины. Классическим примером из области науки служит Таблица Менделеева. При ее создании использовались только достоверно известные характеристики веществ: атомные веса и химические свойства. Их сведение в периодическую таблицу выявила систему, основанную на квантовой теории.
От Автора к машине.
Таким образом , чтобы наделить машину творческими способностями , необходимо «загрузить» в нее образование и опыт , а затем «научить» их использовать с ясно определенной целью . Здесь сразу возникает вопрос: достаточно ли емкости компьютера для вмещения объема информации , используемой автором , предположительно талантливым или даже гениальным Проводить сравнение на техническом и биологическом уровне бессмысленно: слишком сложно устройство и функционирование человеческого мозга. Однако практика показывает, что максимальные объемы человеческой памяти не превышает возможности рядового компьютера. Подтверждением служит деятельность разнообразных нейросетей , успешно имитирующих творческие процессы. Различие с реальной творческой деятельностью заключается в необходимости внешнего задания, определяющего общий план и стиль «произведения».
Нетрудно представить, что объем информации, которую может использовать искусственный интеллект для решения определенной задачи, в перспективе приближается к суммарному интеллекту человечества. И в этом его преимущество перед человеком. Но для его реализации необходимо главное: осознание цели. Для научно – технического творчества цель может определяться объективными потребностями. Их анализ в свою очередь может стать функцией искусственного интеллекта. В области, где играет роль эмоциональное восприятие, искусственный интеллект самодостаточным стать не может. Однако способность эмоционального и образного восприятия он может «позаимствовать». Для этого нужен анализ соответствующих потребностей общества. Именно их, осознанно или нет, удовлетворяет автор в процессе индивидуального творчества. То есть можно сделать вывод ,что на «техническом поле» искусственный интеллект имеет все шансы на победу. Однако за человеком остается качество, по определению не свойственное машине – непредсказуемость. Для того ,чтобы стать «истинным автором», искусственный интеллект должен обрести индивидуальность. В техническом отношении это соответствует введению элемента случайности на решающие этапы его работы. Разумеется ,это не должно повлиять на конечные результаты в научно – технической области. В искусстве это может породить большой объем разнообразных и успешных произведений в силу высокой производительности технических устройств. Для всей отрасли это может породить фундаментальные последствия.. В частности , может кардинально измениться роль личности в тех областях искусства, где сейчас она является определяющей. На смену выдающимся артистам и художникам могут прийти дизайнеры.Однако затормозить и ,тем более, остановить «творческое наступление» машин вряд ли возможно.