Найти тему
Пахомов Петр

Священное время. "Вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволено никому". Вторая седмица.

Прошла первая седмица поста, самая строгая. Напомню, что Православная Церковь считает самыми строгими днями поста 1. 2 день поста и Страстную Пятницу. Мы можем слегка выдохнуть, но так чтобы не расслабиться вовсе, что то же иногда имеет место. Мясцо, мяско - меня, признаться, эти современные слова. Но, любителям этого продукта в Православной Церкви нужно о нем пока забыть. Надо отметить, что мясо занимает значительное место в наших канонических правилах. Православная Церковь не отвергает мяса, и даже лиц священного сана, которые "удаляются от брака и мяс., и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения... или да исправится, или да будет извержен из священного сана (51 апостольское правили)" Примерно, тоже утверждает 53 правило. Ещё лаконичнее говорит 2 правило Поместного Гангрского собора: "Аще кто, с благоговением и верою ядущего мяса (кроме крови, идоложертвенного и удавленины) осуждает, аки бы, по причине употребления онаго, не имеющего упования: да будет под клятвою". Таким образом, церковь защищает тех, кто ест мясо, есть его надо ко времени. Так же как не отвергает вина, но считает греховным чрезмерное его употребление и осуждает упивающихся. Во время Великого Поста Церковь воспрещает употребление мяса, и 59 апостольское правило говорит: "Аще кто, или пресвитер или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среде, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен". Есть оговорка: "Кроме препятствия от немощи телесной". Надеюсь, что все православные христиане выработали правильное отношение ко Святым канонам и относится к ним не по-фарисейски, по букве, и воспринимают его указания не законнически, а духовно. То есть ориентируются на духовный смысл, суть правила. Не ориентируются на скоропреходящее, временное. Сравнить жизнь ту и нынешнюю просто невозможно. Интересно, как отцы тех времен отнеслись бы к мобильной связи и интернету. Чтобы понять духовный смысл православный христианин традиционно, по смирению, обращаются за советом в первую очередь к людям духовным, святым и образованным. Таких, назовем их авторитетами, Церковь определила для этой роли. В отношении канонов это Зонара, Аристен, Вальсамон. Последний, патриарх Феодор Вальсамон по поводу этого правила пишет: "ибо вкушать мясо в великую четыредесятницу не должно быть дозволено никому, хотя бы находился при последнем издыхании..." Так не следует поступать людям, немогущим удержаться от мяса, законнически бежать и брать "индульгенцию", благословение, у несчастного приходского батюшки, который по "доброте" пожалеет его. Если боишься, если преследуют медицинские страхи, то ешь мясо, но помни, что об этом своем малодушии каяться на исповеди. Конечно же, стрелки часов много протикали со времен и апостолов, и Вальсамона, и далеко нас увели, и говорить об отлучении из-за этого греха нельзя. Так в церкви не останется верующих, увы. Но люди должны понимать свою немощь и каяться, а не выдумывать: мол, церковь переменилась, посты устарели и соблюдать их необязательно. Об этом недавно замечательно сказал Святейший Патриарх Кирилл: "Не хватает силенок попоститься, воли не хватает, а нужно как-то объяснить самому себе, тем более другим, почему я не пощусь, — вот и запускаются в ход такие размышления". Видимо, чтобы закрыть эти лазейки, Церковь провела минимальную границу для тех, кто хочет оставаться христианином, надо хоть как-то обозначить пост и не есть мяса в Великий пост.