По закону парных случаев и вызываемых одною публикацией ДЗЕН-демонов, после статьи о новом фильме от Локшина, мне на глаза попалось несколько статей о романе и об экранизациях романа. И во всех, буквально во всех авторы с незыблемой высоты своих несомненных моральных устоев порицают Маргариту: как так, замужем была, а сама к любовнику-Мастеру бегала, от мужа сразу не ушла и вообще ишь ты какая - и особняк у ней, и домработница, и наряды, и работать не надо!
Ужасная дамочка, да еще и в генетике подвох отметился - как-никак целые Валуа обозначены(как причудливо тасуется кровь!).
Такое впечатления, что безнравственную меня - а я Маргарите искренне сочувствую и восхищаюсь, окружают прекрасномудрые и вечноженственные Мэри Сью Пенелопы Одиссевы.
Верю! Верите ли? Верю!
А теперь давайте все же разгладим белый платочек собственной праведности, сложим его и аккуратно уберем в карман, и задумаемся, а как же она ошла до жизни такой.
Про кровь заморачиваться не будем - предположим просто, что у Маргариты Валуа были незаконные дети, которых она тщательно и удачно скрыла. А что с Генрихом из Наварры не срослось - так я знаю несколько случаев, когда муж и жена вроде здоровы, а детей у них не выходит. Развелись - и оба при потомстве. Один случай в недрах собственной родословной имеется.
Итак, юная Марго, вполне себе интеллигентная девушка из затерявшихся на просторах России неизвестных потомков Валуа переживает и, скорее всего, приветствует революцию, хочет быть полезной новому обществу и влиться в ряды строителей и идет получать образование. Высшее.
Может - технической направленности, а, может, - гуманитарное. И на каком-нибудь диспуте, поэтическом вечере или в учебной аудитории встречает своего Инженера. Его влечет к ней, потому что она - юная, красивая и умная, а её - к нему. И вовсе не потому что она понимает, что он "далеко пойдет", а потому что он "горит делом", а люди, влюбленные в свою профессию, умеющие о ней талантливо рассказать, обладают совершенно особым магнетизмом, и даже, будь человек внешне сморчок-сморчком, кривой-лысоватый-носатый, в его глазах горит такой огонь, перед которым ни одна красавица не устоит.
А Марго молода, и своё восхищение перед его горением принимает за любовь.
Потом брак, он - работает, она должна обеспечивать уют и соответствовать его все более идущей в гору карьере, появляются материальные возможности и особняк - а к нему и Наташа. А как иначе? У приезжавших в Союз американских и немецких инженеров были горничные - а наши что, хуже?
Фильм "Веселые ребята" помним? Кем была поначалу героиня Любови Орловой? А "Девушка без адреса"? Вот то-то и оно - обычное в те годы явление.
А вот детей у них нет...
Может, та самая "кровь Валуа", может, еще что.
А потом Марго встречает Мастера.
И тут она всё-все про любовь понимает. Не про страсть и чувственность, не про восхищение и уважение, а про то самое родство душ и нахождение той самой "половинки", о котором мечтают многие, да немногие находят.
И вот она мечется поначалу между тем, что мужа ей придется обидеть и тем, что в горе и в радости она хочет оставаться с Мастером. И это мучительный выбор, правда, все честные и высоконравственные дамы и кавалеры с таким у нас никогда не сталкивались - но я надеюсь, что среди моих читателей есть люди и с более простой душевной организацией.
А когда она принимает решение объясниться и уйти от мужа?
Когда Мастеру совсем плохо - роман оплеван ошельмован, он - затравлен и в депрессии, и остаться с ним - это, фактически, билет на дно, даже не смотря на какие-то остаточки от выигранных им денег. Но она готова.
Но муж вовремя не приехал, а Мастер к докторам сбежал.
И осталась она на прежнем месте, хранительницей горелого архива и огромною дыркой в душе от ужаса неизвестности. Представьте, как она просматривала газетный раздел "происшествия", чтобы прочесть, съездить на опознание а потом выкушать чего-нибудь для здоровья совсем неполезного? Но определенности не приходило и оставалась надежда. Призрачная, безумная надежда. И недогоревшие листы с известным наизусть содержанием.
А потом её поманили надеждой.
А потом показали, что она имеет дело с тою силою, которая МОЖЕТ.
Что делает наша безнравственная Марго? Она отказывается от своего и себя ради того, чтоб какой-то там падшей служанке из дальнего-древнего захолустья больше не подавали платок! Корыстная?
Дьявола ей удивить удалось.
Потому и Мастера ей вернули, и покой рядом с тем, с кем вечная жизнь - совсем не муки скуки обеспечили. Но делам и награда.
И ЭТО - НАГРАДА.
А почему роман о Понтии Пилате и встрече того с Иешуа вообще был написан, и что, по моему частному мнению вызвало такой читательский интерес у Воланда и Ко - это отдельная тема.
Ну и старый мой стих напоследок:
Я грустила, старея до срока
У подножья чужой высоты,
Поняв раз, что все в мире - жестоко
Для могилы купила цветы.
Ярко-желтые, мелкие, пахнут
Терпкой горечью прошлых обид,
На пальто был мной ворот распахнут:
Просто нечем дышать и болит
Что-то там, под лопаткой.. Так странно..
Будто я напоролась на нож..
А на улице с лаской обманной
В салки бегали солнце и дождь.
Я увидела: с взглядом бездонным
Мне навстречу шагнул человек,
То, что было в душе потаенным
Он увидел. Влюбилась - навек.
Он - мой Мастер, извел он из плена
Заплутавшую душу мою,
Для меня Он - дороже Вселенной,
Я теперь ему шапочку шью...
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях