Найти тему
Ирина Сергеева

Окей, Гугл, кто такие голосовые помощники?

«Какая погода будет через час?», «Расскажи анекдот», «Включи «Миллион алых роз» - наверняка вы не раз слышали удивительный диалог со смартфоном, мгновенно реагирующим на просьбу. Как это стало возможным?

Диалог через устройства стал реальностью после появления голосового помощника - программы-посредника между человеком или другой программой. Основная задача такого – выполнять команды на основе информации, введенной пользователем, или размещенной на различных интернет-ресурсах.

История попыток распознать человеческий голос силами технологий берет начало с 30-х годов прошлого века. Тогда ученым мешали две проблемы: во-первых, существование слов с одинаковым звучанием, но с разным значением, во-вторых, шумовой фон, из которого система должна выбирать речь пользователя. Лишь через 80 лет испытаний и экспериментов разработчики разрешили эти вопросы, внедрив машинное обучение, обучающее нейронные сети самостоятельно анализировать контекст и определять основной источник звука.

Первой голосовой помощницей в 2007 году стала Siri (Сири) – продукт американского центра исследования искусственного интеллекта, для озвучивания пригласившего актрису Сьюзан Беннет. В навыки Сири входит не только поиск информации в интернете, но и ведение диалога. Помощница, которую впоследствии приобрела корпорация Apple, внедрена по умолчанию на айфонах и айпадах. Для активации нужно сказать «Привет, Сири», а затем сразу сообщить, что требуется. Например, можно попросить создать заметку, напоминание, настроить будильник, проложить маршрут. Сири может ответить на звонок или сообщение. Будет незаменима, если есть телефон или планшет Apple, но в устройствах на системе андроид ассистент не работает.

Голосовые помощники стали реальностью
Голосовые помощники стали реальностью

Для фанатов андроид есть свой помощник - от Google, по умолчанию установленный на смартфоны с этой операционкой. Обычно ассистента предлагают настроить при первом включении устройства, несколько раз произнеся «Окей, Гугл». Настройки предлагают на выбор множество разных голосов, планируется регулярно вводить новые варианты, включая голоса знаменитостей. При работе обращение идет к сервисам Гугл – поиск видео совершается на Youtube, маршрут прокладывается по одноименным картам. Между прочим, на айфонах помощник от Google тоже работает, правда, его приложение понадобится установить отдельно.

Предпочитаете Гуглу Яндекс? Тогда обратите внимание на Алису – сегодня это, пожалуй, самый популярный помощник. Естественно, что разработанный Яндексом, ассистент при выполнении команд использует сервисы этого поисковика. Информацию берет в одноименном браузере, данные о погоде получает из Яндекс.Погоды, а музыку включает с помощью приложения. Алиса работает и на айфонах, и на андроидах, а также поддерживается бытовой техникой таких брендов как Samsung, LG, Xiaomi, Polaris.

Альтернативой Алисе выступает Маруся, родителем которой в 2019-м году выступила компания Мэйл.ру групп. Приложение, как и ассистент Яндекса, доступно для скачивания на айфоны и андроиды. Кроме базовых функций, рассказывает гороскоп, афишу мероприятий, результаты спортивных соревнований. Из любопытной функции - запоминание помощницей информации. Например, можно попросить: «Маруся, запомни код домофона», а потом вернуться к этим данным в отдельном списке. Помощница говорит голосом артистки Елены Соловьевой, которая озвучивала Тринити в фильме «Матрица».

При выборе голосового помощника разработчики советуют отталкиваться от предпочтений: пользуетесь Яндексом, выбирайте Алису, верны сервисам Гугл–используйте одноименного ассистента.

Что дальше
С каждым годом интерфейсы помощников становятся всё более «человеческими», правда, пока сделать их совсем неотличимыми от живого голоса невозможно, ведь в реальной речи очень много акцентов, сленга, идиом. С другой стороны, учитывая сверхбыстрое развитие технологий, скоро это задача наверняка будет решена. В будущем любого голосового помощника можно будет индивидуализировать, подстроить под себя. Например, американский ассистент Alexa от корпорации Amazon уже умеет различать голос своего хозяина среди многих других: для этого человек зачитывает десять фраз, и помощник создает голосовой профиль. Предполагается, что можно будет дать свое имя ассистенту: «Привет, Афанасий» вместо «Окей, Гугл». Кроме того, помощники «выйдут» за пределы смартфона, крупнейшие разработчики уже переводят их на приборную доску автомобиля. Параллельно идет работа над безопасностью виртуального общения, особое внимание уделяется более простому определению личности говорящего и особой охране его личных данных.

Помощник из колонки
Кроме смартфонов, ассистенты стали устанавливать в умных колонках – устройстве-громкоговорителе со встроенным компьютером, подключенным к интернету, с микрофоном, а иногда видеокамерой и сенсорным экраном. Сразу после произнесения ключевого слова речь пользователя записывается и отправляется в интернет-облако для анализа и реакции помощника. Колонку или по-другому, домашнюю мультимедийную платформу с голосовым помощником, просят о том же, что и смартфон – рассказать о погоде, последних новостях, включить любимую музыку или сериал, поставить будильник. Умные колонки отличаются конструкцией и оснащением: одни достаточно мощные, чтобы играть музыку на вечеринках, другими можно управлять с помощью пульта, а у третьих есть цифровой дисплей и возможность подключения к телевизору.

Умная колонка
Умная колонка

Большая часть девайсов рассчитана на стационарную работу с проводным питанием, чтобы выдавать мощность под 30 Вт и озвучивать небольшую комнату. В зависимости от модели, в умной колонке может быть установлено от 1 до 4 динамиков. Чем больше площадь, тем мощнее должно быть устройство. Немаловажен показатель сигнал/шум. Чем он выше, тем более чистое звучание при прослушивании.

Стоимость колонок начинается от 6 000 рублей, самые популярные модели - Яндекс.Станция с помощником Алисой, Капсула Мэйл.ру с Марусей. Также, как и с помощниками, выбор стоит делать в зависимости от того, сервисы какого поисковика чаще используются.

Несмотря на пандемию, которая повлекла за собой проблемы с поставками, дефицит компонентов, умные колонки модернизируются, а число их продаж неуклонно растет.