Москва, 1979 год, на территории завода двое парней напали на третьего. Один из нападавших схватил железную арматурину и нанес удар… Нападавшие, заметив рабочего, побежали, но мужчине удалось удержать одного из них и доставить в милицию...
Трагическая смерть парня, над которым издевались, неизбежно вызвала начало расследования. Однако, дело приняло неожиданный оборот, когда выяснилось, что оба нападавших – сыновья влиятельных личностей. Один из них - Федченко, был сыном генерала, а у другого, Варфоломеева, отец имел связи в ЦК КПСС. Возникли сложности с расследованием, выводы стали противоречивыми - мальчишки, как оказалось, просто играли на территории завода, а гибель парня была признана несчастным случаем.
Это было поистине дикое и позорное лицемерие. Тут же железная арматурина, использованная в нападении, исчезла как по волшебству. А единственный свидетель - рабочий Николай Б. вдруг оказался слабовидящим, и его показания были подвергнуты сомнению.
Следствие отказалось возбуждать уголовное дело и закрыло его. Все попытки отца погибшего парня, Валентина Оленичева, добиться пересмотра решения оказались тщетными. Что мог сделать скромный учитель истории перед могуществом власти?
Вскоре одного из нападавших Варфоломеева нашли мертвым в парке. Рядом был обнаружен топор - оружие, которым и совершили преступление. Первым и единственным подозреваемым стал Валентин Оленичев. Оказалось, что после неудачных попыток добиться справедливости он начал вести себя неадекватно - конфликтовал со следователем, ссорился с рабочим Николаем, который отказался от своих показаний, и даже на работе в школе вел себя вызывающе, на уроке высказал своё презрение к советскому строю, разорвав портрет Брежнева прямо перед глазами детей. В результате его уволили из школы. И его фигура идеально подходила для обвинения. Сломленный и разочарованный в правосудии, Оленичев не стал защищаться и безучастно соглашался с доводами следствия.
Вдруг новый вызов: один из домов на Ленинградском проспекте стал местом обнаружения тела второго нападавшего - Федченко. Его жизнь была погублена так же, как и у Варфоломеева. Рядом с телом снова был топор. Учитывая, что Оленичев находился в тот момент в СИЗО, ему было физически невозможно быть виновным в обоих случаях, его отпустили.
На втором топоре обнаружили отпечатки пальцев и инвентарный номер. По номеру было установлено, что приобрели топор в мебельном магазине. После снятия отпечатков пальцев у работников магазина было обнаружено совпадение с отпечатками на топоре - они принадлежали 28-летнему грузчику Дмитрию Метликину, который ранее не имел судимостей. На допросе он утверждал, что его топор украли, когда он оставил его на заднем дворе магазина. Следователь Бурцев понимал, что это звучит убедительно, так как оставлять на месте преступления свой собственный топор было глупо. К тому же эти преступления были совершены явно из мести, а грузчик не имел мотива мстить этим людям, которых он даже не знал.
Прошло две недели, и у милиции возникло новое дело: в одном из гаражей было обнаружено тело. Рядом снова лежал топор. Личность погибшего была установлена - это был Николай Гуть, человек, известный своим жестоким обращением с животными, на которого жители района неоднократно жаловались в милицию. На первый взгляд это дело не имело связи с гибелью Варфоломеева и Федченко, но сходство с методом и оружием указывало на возможную связь.
Следователи установили, что топор был взят непосредственно в гараже, а чтобы уничтожить отпечатки пальцев, злоумышленник протер рукоятку. Кроме того, в гараже нашли лекарство, часто применяемое при зубной боли. Следователь Бурцев начал догадываться, кто мог совершить все 3 преступления. И от его догадки ему было грустно.
Преступником оказался друг Бурцева, Михаил Ревякин, бывший капитан милиции, который жил в доме, во дворе которого находился тот самый мебельный магазин, из которого был похищен топор. Несколько дней назад Ревякин жаловался Бурцеву на зубную боль, и тот посоветовал ему использовать то самое лекарство...
Ревякин в детстве часто подвергался издевательствам со стороны местных мальчишек. Он даже потерял своего любимого пса из-за жестокости шпаны, которая использовала топорик... С самого детства у Ревякина выработалась стойкая ненависть к агрессивным людям, особенно к тем, кто причинял боль детям и животным.
Ревякин был близко знаком с Мариной, секретарь-машинисткой из их отделения милиции. Она рассказала следователю, что однажды Ревякин застал её плачущей на рабочем месте и узнал, что она печатает материалы по делу о преступлении, тогда негодяй лишил жизни сына одинокой старушки, но остался безнаказанным из-за недостатка улик. Ревякин решил вершить справедливость самостоятельно, убив этого негодяя. Марина решила поддержать его. Тогда преступление раскрыть не смогли, Рявкин всячески мешал коллегам, но вскоре уволился из органов, так как морально не выдержал. А когда Марина рассказала ему о деле Федченко и Варфоломеева, он понял, что негодяев просто отмазали влиятельные родственники. Ревякин решил сам вынести им приговор. А вот Гуть поплатился за жестокое обращение с животными.
Ревякин не дожил до суда. Его нашли мёртвым в камере. Марине дали два года условно за то, что она поддержала друга и не выдала его.