Игрожур… Интересное явление. По сути своей именно он поднимал пиратский рынок картриджей в России в девяностые и помогал юным игрокам знакомиться с тем, что было не доступно из-за слабого железа в среднестатистической семье. Но вот прошло без малого двадцать лет, мир изменился, появился Ютуб, где каждый обзорщик старается назвать себя журналистом. А что происходит с теми, кто имеет лицензию и работает в официальных изданиях?
Сейчас видеоигровая журналистика имеет много проблем. И главная из них, из которой вытекают все остальные - в видеоигровой журналистике работают люди, которые не понимают особенности геймдева. Журналисты стремятся узнать о играх не у разработчиков, а у блогеров, популярных на Твиче и Ютубе. Тем не менее, когда репортёры попадают на интервью к создателям игр, они не могут задать конкретных вопросов, потому что ничего не знают о нюансах разработки. К тому же информация не является актуальной, и остаётся только уточнять, почему уже было принято какое-то решение пять месяцев назад. И есть ли в этом хоть какой-то смысл, когда игроки всё уже выудили со стримов разработчиков?
Вторая важная проблема заключается в рекламе. Журналистика, которая должна знакомить людей с новинками и особенностями индустрии, делает акцент не на инновации и процессы создания, а на посыл, который сейчас принято продвигать в массы, основная оценка строится на этом. Потому и выходит, что “Last of us 2” ужасная игра не потому, что там баги, плохая шутерная составляющая или же невнятный сюжет, а потому что Элли не предоставили парня. Или наоборот, что предоставили, да не того.
К классическому игрожуру доверия все меньше и меньше.
Показательным примером является Дин Такахаши, американский журналист, специализировавшийся на написании статей и книг о технике и гаджетах. В 2017 году он стал известен благодаря своему провальному обзору на “Cuphead”, где он играл настолько плохо, что обучение быстрее прошел даже пятилетний ребенок с Ютуба. Но написать разгромный обзор на "Mass Effect", не понимая, что в игре можно прокачивать персонажа… Не нужно быть для этого профессиональным геймером. В одном из обзоров журналист назвал “Warhammer” плагиатом «Gears of war», не зная об огромной вселенной игры, вышедшей еще в 1987, где, казалось бы, есть вообще все.
Очередная запись геймплея Такахаши попала на обзор к блогеру Сету с канала “TLG”, после чего журналист связался с блогером и предложил дать ему интервью. На встрече Дин признал, что его навыки не идеальны, но считает, что его любовь к играм и частое их использование достаточно для его работы. Он объяснил свои странные действия во время геймплея и признал, что его навыки не подходят для создания контента по играм. И поэтому надо делать скидку на то, что в основном он обозревал железо.
Однако, когда журналист - профессионал своего дела, но не с тем мнением, его душит уже само издательство. В 2006 году Джефф Герсман, опытный игровой журналист, написал разгромный обзор на игру “Kane and Lynch: Dead Men”. Проблема в том, что издатели игры проплатили хороший обзор сайту “GameSpot” и помимо рекламного фона на портале, они ждали хвалебную оду. Другие журналы поддержали Джеффа в его мнении – они так же отмечали скомканный сюжет и тяжелую шутерную составляющую, но это не спасло Герсмана от громкого увольнения и удаления статьи и видео.
Тем не менее, видеоигровая журналистика – не обычные обзорщики. Она так же призвана исследовать человеческие отношения. В ноябре 2016 года несколько опытных геймдевов собрались в Техасе на конференции “Project Horseshoe” чтобы понять, как создавать многопользовательские игры так, чтобы между игроками формировались отношения, вплоть до настоящей дружбы. И это как раз то, что блогеру дастся не так уж легко.
Другой аспект видеоигровой журналистики – создание хронологии и декриминализация. В своей конференции “How games are changing the way we age” разработчик игры “Brucel” рассказывает, насколько видеоигры стали популярны у пенсионеров, которые часто чувствуют себя одинокими. А это отличный способ сблизиться с молодым поколением. В то же время школьники узнают подробности о войнах, революциях и эволюциях через игры.
Видеоигровая журналистика, печатная и электронная, активно развивается, и не без сложностей, создавая материал как для простых людей, так и для фанатов. Это способ сплотить поколения и разрушить неприятные стереотипы об агрессивных игроках и вреде игр для здоровья.
Современное информационное поле позволяет самостоятельно изучить культурные подтексты, а базовые курсы программирования помогут понять особенности создания игр журналистам. Конечно, вы не станете высококвалифицированным специалистом в программировании, но это откроет такие детали, о которых вы и не знали. Налаживать контакты стоит с разработчиками инди-игр в первую очередь, а там, под влиянием новых доверительных отношений, станут более открытыми и крупные компании. Главное для новичков в обеих профессиях – начать сотрудничество.