Не исключаем, что вы подумываете о посещении итальянского города-лагуны Венеции лично или же просто хотите узнать больше о венецианском художественном искусстве. Живопись Венеции всемирно известна благодаря обилию талантов венецианских мастеров прошлых эпох. Имея на выбор такой огромный шведский стол венецианских картин, подобный список самых известных творений, тесно связанных с Венецией, может оказаться полезным при принятии решения, какие же именно работы изучить и посмотреть вживую. Скорее присоединяйтесь к нам, вместе мы более подробно рассмотрим самые известные картины с пейзажами города, их жителями и художниками, которые были оттуда родом или же просто там работали.
Венеция уже очень давно славится своим многовековым культурным наследием и вкладом в мир художественного искусства. Мастерство техники, применение света и цвета, а также способность изобразить пленительную красоту города, чем и отличались венецианские мастера, особенно те, кто работал в эпоху Возрождения, и оставили после себя неизгладимое впечатление. На протяжении всей истории Венеция служила источником вдохновения для бесчисленного количества живописцев.
Все эти работы, созданные как известными, так и неизвестными творцами, всё ещё продолжают очаровывать публику по всему миру. Каждая подобная венецианская картина имеет свою собственную уникальную историю и сюжет, и ниже мы рассмотрим самые известные творения о Венеции, которые так и продолжают захватывать собой воображения и сердца тысяч посетителей этого города.
1 место. «Портрет Дожа Леонардо Лоредана» – Джованни Беллини
- Дата создания: 1501 год
- Размеры: 62 х 45 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
Официальное изображение сильного, но уж дюже недовольного лидера Венеции, выполненное Джованни Беллини (годы жизни 1430-1516), является классическим примером венецианской портретной живописи. Дож Леонардо Лоредан (годы жизни 1436-1521) изображается в официальном головном уборе – герцогской рожке, надетой поверх льняного чепца, а также в церемониальном шёлковом халате с декоративными пуговицами на нём. Латинская форма имени Беллини написана на иллюзионистском листе бумаги, проходящем через нижнюю часть произведения искусства. На момент создания этой венецианской работы, Венеция уже считалась самым богатым городом в мире и вторым по величине городом в Европе сразу после Парижа – нынешней столицы Франции.
Художник изображает дожа в традиционной, уверенной позе, придавая ему авторитет, присущий римским императорам и подобным им личностям.
Его лицо передано весьма реалистично, творец смотрит на него лицом к свету, обнажая следы щетины и разнообразные морщины. Цвет и угол света, падающего на лицо Леонардо, указывают нам на то, что солнце находится в нижней части неба, а это может означать собой окончание дня или же начало вечера. Ощущение течения времени вместе с возрастом Лоредана может относиться к метафорическому контрасту между продолжительностью светового дня и средней продолжительностью человеческой жизни.
2 место. «Буря» – Джорджоне
- Дата создания: 1508 год
- Размеры: 83 х 73 сантиметра
- Место нахождения: Галерея Академии (Венеция, Италия)
Слава Джорджоне (годы жизни 1477-1510) как ключевой фигуры в художественном искусстве Венеции эпохи Высокого Возрождения основана главным образом на его загадочных и лирических произведениях, таких как знаменитая венецианская картина под названием «Буря». Хотя это и пейзажная работа, она также включает в себя человеческие фигуры и ряд иллюзий. «Буря», предположительно заказанная Габриэле Вендрамином (годы жизни 1484-1552) – венецианским дворянином – является одной из самых ранних картин, в которых доминируют пейзаж, и всё это несмотря на аллегорические темы.
Обнажённая женщина сидит на крошечном утёсе с видом на небольшой ручей на переднем плане творения. У её груди ребёнок. Она использует своё бедро, дабы обеспечить ему дополнительную защиту и укрытие.
На другом берегу ручейка нам представлен хорошо одетый молодой человек с палкой, он остановился и уставился прямо на женщину. Мужчина улыбается ей, но она смотрит на зрителя, а не на него. Позади двух людей стоит кусок каменной кладки с двумя разрушенными колоннами. До сих пор нет единого мнения об их важности и значении. Тем временем в небе над Венецией назревает гроза. Можно разглядеть молнии, а драматическое использование Джорджоне аквамарина и других зелёных и синих тонов, нарисованных в технике сфумато, разработанной Леонардо да Винчи (годы жизни 1452-1519), создаёт общее ощущение неизбежной надвигающейся гибели.
3 место. «Успение Богородицы» – Тициан
- Дата создания: 1518 год
- Размеры: 690 х 360 сантиметров
- Место нахождения: Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари (Венеция, Италия)
Эта конкретная работа прекрасно иллюстрирует собой предпочтение Тицианом (годы жизни 1488-1576) ярких цветов со светящимися аспектами, которые отличали его работы на раннем этапе карьеры. Однако позже его подход изменился в пользу более мягких цветовых вариаций и более реалистичных теней. Краски Тициана, среди прочих других неизвестных компонентов, содержали в себе льняное масло и живичный скипидар. Мазки кисти творца были густо окрашены, таким образом, производя на наблюдателя сильнейшее зрительное воздействие.
Расположение композиции картины в форме пирамиды призвано направить взор зрителя вверх: она начинается с апостолов в красных одеждах внизу, продолжается к красной одежде Девы Марии и, наконец, заканчивается у красной туники Бога на самом верху.
Эта картина маслом на панели представляет собой божественное вознесение на небеса родной матери Иисуса Христа – Марии – в ярких и контрастных цветах. Апостолы прощаются с ней на земле внизу, приближаясь к фигуре Марии, уже вознесённой небесными херувимами прямо в облака. Из яркого небесного света мужской образ Бога в виде старца смотрит именно на Марию, а ангел подле него приносит венец, который впоследствии и подарят Марии. Данное произведение искусства по праву считается самым известным из когда-либо созданных человеком художественных творений, изображающих собой Успение Пресвятой Богородицы.
4 место. «Пир в Доме Левия» – Паоло Веронезе
- Дата создания: 1573 год
- Размеры: 50 х 130 сантиметров
- Место нахождения: Галерея Академии (Венеция, Италия)
Паоло Веронезе (годы жизни 1528-1588) родился в Венеции и провёл там большую часть своей жизни во времена итальянского Возрождения. Из-за того, что на его работах зачастую изображаются святые люди и сцены из библейского Нового Завета, художника иногда сравнивают с наиболее важными представителями движения Возрождения, такими как Леонардо да Винчи и Микеланджело (годы жизни 1475-1564).
Произведение искусства, которое считается одним из самых известных в творческой карьере Веронезе, было полностью завершено в 1573 году – в эпоху, когда многие другие мастера всячески стремились получить признание, изображая на своих полотнах сцены из Библии.
Когда произведение искусства, на котором изображена сцена с участием Иисуса Христа и его учеников, было впервые показано широкой аудитории, оно вызвало серьёзные разногласия. Художник предстал перед судом и даже был обвинён в ереси за то, что на этой венецианской картине он также изобразил и совершенно непричастных к событию лиц, которые к тому же ещё и выпивают.
5 место. «Тайная Вечеря» – Тинторетто
- Дата создания: 1594 год
- Размеры: 365 х 568 сантиметров
- Место нахождения: Церковь Сан-Джорджо-Маджоре (Венеция, Италия)
Сия венецианская картина, находящаяся в знаменитой церкви бенедиктинского монастыря под названием Сан-Джорджо-Маджоре, представляет собой наследие Тинторетто (годы жизни 1518-1594) – кульминацию темы, тематические и формальные концепции которой он разрабатывал более полувека. Это великолепное полотно, скорее всего, было заказано настоятелем монастыря по имени Микеле Алабарди, оно и по сей день висит на боковых стенах пресвитерия.
Эта работа знаменует собой значительный отход художника от традиционных представлений темы, в которых стол Иисуса Христа обычно совмещается с картинной плоскостью.
На диагональный угол композиции, как кажется, явно повлияла точка зрения прихожан, которые восседали справа от полотна и рассматривали укороченный стол как продолжение алтаря. Недавние научные исследования показывают, что Тинторетто был главным ответственным лицом за композицию, но фактическая манера письма теперь приписывается его родному сыну Доменико Тинторетто (годы жизни 1560-1635) или же, вполне возможно, его помощникам. Тем не менее, сия картина остаётся одним из самых творческих и дальновидных произведений в карьере Тинторетто-старшего; её нематериальные, кружащиеся небесные формы воплощают в себе постоянное и неувядающее чудо пресуществления.
6 место. «Площадь Святого Марка» – Каналетто
- Дата создания: 1756 год
- Размеры: 46 х 38 сантиметров
- Место нахождения: Национальная Галерея Лондона (Лондон, Англия)
На этой венецианской картине мы можем наблюдать Площадь Святого Марка прямо внутри колоннады Новой Прокуратуры, в которой когда-то давно ютились прокураторы Святого Марка. Художник Каналетто (годы жизни 1697-1768) позволил себе некую волю с постройкой, дабы создать эффектную композицию, увеличив размер арки и убрав одну из колонн, чтобы мы могли видеть не только площадь, но ещё и аркаду. Собака послушно сидит у ног двух мужчин, которые прислонены спинами к арке, их лица показаны зрителю. Ещё один мужчина в ярко-зелёном плаще с блюдцем и чашкой в руках, как кажется, подслушивает их. За его спиной находится известная кофейня «Caffè Florian», где, скорее всего, и был куплен его напиток.
Каналетто объединил оптические иллюзии, расположив вертикальные линии некоторых архитектурных компонентов, таких как колонны арки и колонны на её внешней границе, к примеру, с колокольней прямо за ней, дабы создать для зрителя неожиданную и весьма интригующую композицию.
На этапе своей зрелости мастер принял более мрачную цветовую палитру и более глубокие тона, он предпочитал работать на небольших холстах. Все эти венецианские картины меньшего размера были дешевле, и их было намного проще транспортировать, что и привлекало к ним внимание со стороны многочисленных туристов города и коллекционеров из самой Венеции.
7 место. «Венеция с Веранды Церкви Санта-Мария-делла-Салюте» – Д.М.У. Тёрнер
- Дата создания: 1835 год
- Размеры: 36 х 48 сантиметров
- Место нахождения: Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)
Джеймс-Мэллорд-Уильям Тёрнер (годы жизни 1775-1851) широко известен публике как один из самых именитых английских художников, чьи картины изображают собой города и пейзажи со всей Европы и остального земного шара. Он по праву считается одним из самых известных художников-романтиков, и многие из его полотен являются блестящими изображениями определённого городского ландшафта или же окружающей его среды.
Тёрнер завершил сию картину известной части Венеции, которая приходится кусочком Гранд-Канала, в 1835 году. На ней он показывает нам вид на канал с внешней лестницы или веранды Церкви Санта-Мария-делла-Салюте.
Это была одна из самых примечательных маринистских картин в карьере Тёрнера, он написал её вскоре после своего визита в этот волшебный город несколькими годами ранее. Живописец прекрасно использовал свой обширный опыт художника-мариниста и великолепную технику акварели для создания сего изображения, в котором фундаменты венецианских дворцов растворяются в водах лагуны посредством изысканных отражений от поверхности воды.
8 место. «Гранд-Канал в Венеции» – Эдуард Мане
- Дата создания: 1875 год
- Размеры: 54 х 65 сантиметров
- Место нахождения: Музей Шелбурна (Шелбурн, штат Вермонт, США)
Французский художник Эдуард Мане (годы жизни 1832-1883) – важнейший представитель художественного стиля импрессионистов – на этой картине написал величественное изображение венецианского Гранд-Канала. Живописец проводил много времени в этом городе в конце XIX столетия, а Гранд-Канал в ту пору славился тем, что именно по нему люди могли переправиться из одного конца Венеции в другой.
Мане нарисовал одну из самых известных венецианских картин в истории с изображением именно этого канала, на которой также представил трагетто – крошечное судно для переправы, на корме которого стоит гребец.
Изображение Гранд-Канала от Мане – это скорее воссоздание на холсте знаменитого трагетто, нежели отображение канала в целом. Эта картина и сцена, которую она представляет, являются для самой Венеции более или менее знакомым сюжетом, поскольку данные небольшие паромчики представляют собой уникальное средство передвижения, и используют их исключительно на территории Венеции. Мане был хорошо известен способностью передавать ощущение движения в своих произведениях искусства, и сие творение является ярчайшей иллюстрацией его техники.
9 место. «Вход на Гранд-Канал, Венеция» – Поль Синьяк
- Дата создания: 1905 год
- Размеры: 74 х 92 сантиметра
- Место нахождения: Музей Искусств Толедо (Толедо, штат Огайо, США)
Ещё один французский творец Поль Синьяк (годы жизни 1863-1935) проживал и работал в конце XIX века, когда художественное движение импрессионистов уже подходило к концу, и живописцы стали искать новые направления для развития. Синьяк – один из самых известных художников среди тех, кто специализировался на городских пейзажах.
Посетив Венецию и другие регионы Италии, в 1905 году Поль написал одно из своих самых известных произведений искусства в карьере.
На этом знаменитом творении о Венеции изображаются район города под названием Догана-да-Мар и Церковь Санта-Мария-делла-Салюте – пожалуй, два самых знаковых и культовых местечка Венеции. Синьяк был известным художником-пуантилистом, и эта работа стала прекрасным примером данного стиля, создаваемого различными живописцами при помощи обычных красок.
10 место. «Гранд-Канал в Венеции» – Клод Моне
- Дата создания: 1908 год
- Размеры: 92 х 73 сантиметра
- Место нахождения: Музей Изящных Искусств в Бостоне (Бостон, штат Массачусетс, США)
Клод Моне (годы жизни 1840-1926) широко известен как ключевая фигура всего движения импрессионистов, которое зародилось во Франции в XIX веке, он и до сих пор по праву считается одним из самых известных художников всех времён. Многие из его работ считаются самыми настоящими шедеврами, демонстрирующими наиболее важные характеристики импрессионистского художественного искусства, особенно те, которые изображают собой различные города и пейзажи.
Творение «Гранд-Канал в Венеции» – это одна из самых известных городских картин кисти Моне, она была написана в 1908 году – ближе к концу периода, когда живописец создал сразу несколько пейзажных и городских картин в стиле импрессионизма, отцом-основателем которого он и является.
Данное произведение искусства считается одним из самых известных изображений венецианского Гранд-Канала, который представляет собой важнейший водный коридор города, соединяющий и его другие водные пути. Венеция отлично известна своими водными рукавами, и важность всех этих транспортных и торговых маршрутов была особенно ощутима в самом конце 1800-ых-начале 1900-ых годов. Работа представляет собой вид на знаменитый Дворец Палаццо Барбаро, и доподлинно известно, что художник написал множество картин с такой точной перспективой и композицией.
На этом мы завершаем наш сегодняшний список знаменитых картин о Венеции и про Венецию. Этот знаменитый итальянский регион, также известный как «плавающий город», славится во всём мире своими невероятными произведениями искусства. Художественное искусство Венеции на протяжении многих столетий собиралось и ценилось множеством людей. Живописцы из этого города были очень вдохновлены его богатой культурой и художественными влияниями со всего мира. Во многих случаях они не просто следовали художественным тенденциям того или иного периода, но и были их пионерами. Так какая же из этих венецианских картин вам показалась наиболее визуально привлекательной?