Добрый день, друзья. Ко мне приходят родители за помощью, как к психологу, дети которых подвергаются нападкам со стороны сверстников в школе. Первое, что я слышу, - "мой ребёнок отказывается идти в школу". В последствии выясняется, что причиной нежелания идти в школу ребёнка, это насмешки и издевательства учеников класса. В группе риска может оказаться практически любой школьник.
В подростковом возрасте нередко возникает проблема общения сверстников. И практически в каждом классе есть дети, которые становятся объектом насмешек, а иногда открытых издевательств со стороны одноклассников. Так или иначе, многие сталкивались с этой проблемой. И я тоже из их числа. Возникают вопросы: Как реагировать родителям? К кому идти за помощью? Что делать?
Буллинг. Что это? Это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении пострадавшего. Более того, это форма жестокого обращения, когда физически сильный ученик или группа учеников, получают удовольствие, причиняя боль, насмехаясь и тем самым, добиваясь покорности от жертвы. Как правило, жертвы нападков, чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе и предпочитают молчать об издевательствах. Дети, столкнувшись с проблемой преследования, испытывают такие муки и страдания, что теряют последние остатки самоуважения и начинают себя ненавидеть. Такие дети нуждаются в помощи взрослых и, безусловно, в терапевтическом вмешательстве психолога.
Необходимо помнить, что у подростков недостаточно сформированы защитные механизмы и они не умеют сопротивляться нападкам. Дети, как правило, ещё недостаточно осознают "Кто Я". Спросите своего ребёнка, как бы он ответил - "Кто Я"? И он скажет в общих чертах, например: "Я добрый, умный и т.п." А может и наоборот: "Я глупый, не смелый...." Это говорит о его неуверенности в себе и искаженном представлении о самом себе. Дети воспринимают себя, как личность через оценку окружающих. Если меня считают недостаточно умным, значит я и есть такой. Для того, чтобы ребёнок легче адаптировался и преодолевал трудности общения в коллективе, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. У детей с низкой самооценкой, другими словами, у которых нет самоуважения, не имеют возможности для самоутверждения. Вот такая формула: "если ты себя не уважаешь, то кто тебя будет уважать?!" Немного перефразировала расхожую формулу - "Если ты себя не любишь, то кто тебя полюбит!"
Кроме того, такие дети не только сами низко оценивают результаты своей деятельности, но и очень озабочены мнением других людей, особенно если постоянно слышат критику со стороны значимых для них взрослых. Ребёнок, прежде всего, нуждается в поддержки взрослых, а не критике - какой он....
Но самое главное, часто возможность и предпосылки возникновения "буллинга" во многом определяется позицией педагогического коллектива школы. Может в среде педагогов считают, что это закаляет характер ученика, что это неотъемлемая часть мужественности? Унижения ученика становится привычным явлением еще и потому, что учителя и администрация школы закрывают глаза на суть проблемы, а могут рассматривать это как незначительный отдельный эпизод, вместо того, чтобы заниматься активным сбором информации и решением проблемы. Некоторые учителя сознаются, что "травля, вызывает у меня протест и сильное возмущение, но в то же время я ничего не могу с этим поделать!" То есть учителя испытывают смешанное чувство гнева и собственного бессилия.
Но подобную ситуацию нельзя решить только ужесточением дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или терапии жертв. Необходимо выявить причины и мотивы преследующих и жертв. Оказать психологическую помощь. Универсального рецепта, к сожалению, не существует в этой ситуации. Важно не закрывать глаза на существование проблемы и деликатно обсудить её в классе с учениками. Возможно, первое обсуждение лучше провести без жертвы. Необходимо донести до детей, что чувствует жертва, когда его преследуют, обратиться к их разуму и пониманию. А ещё: полезно будет смоделировать ситуацию, выстроить сюжет, который поможет понять происходящее, вслух обсудить чувства, которые испытывает жертва и его родители. Можно разыгрывать ситуации в ролях. Главное придать огласке причины, которые руководят обидчиком - желание самоутвердиться за счет слабого одноклассника, а может неуверенность в себе, демонстративность или поиск авторитета среди сверстников. Так или иначе, это может остановить обидчика, потому что никто не хочет выглядеть слабым в глазах сверстников.
Спасибо, друзья, что читаете по-прежнему мой блог. Хорошего вам дня. Ставьте лайки, если не сложно. И торопитесь творить добро!