Каждое воскресенье Великого Поста имеет два значения.
С одной стороны, каждое из них входит в тот ритм, которым выявляется духовная «диалектика» Поста.
С другой стороны, в течение исторического развития Церкви почти каждое великопостное воскресенье обрело еще и второе значение.
Так, в первое воскресенье Церковь празднует Торжество Православия, вспоминая победу над иконоборчеством и восстановление почитания икон в 843-м г., в Константинополе. Связь этого празднования с постом чисто историческая: первое Торжество Православия произошло именно в это воскресенье.
То же можно сказать о посвящении второго воскресенья Поста памяти святителя Григория Паламы. Осуждение его врагов и оправдание его учения было принято Церковью в XIV столетии как второе Торжество Православия, и поэтому его ежегодному празднованию было посвящено второе воскресенье Великого Поста.
Второе воскресение Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе, великому вестнику благодати и света, святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее непрестанным повторением.
Во вторую неделю Великого Поста Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово.
Великий делатель Иисусовой молитвы, он утверждал истины о Божественном Фаворском Свете на основе реального духовного опыта, опыта, укорененного в Священном Предании Церкви.
Главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете.
Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.