Ключевой задачей адвоката представляется защита прав и законных интересов его доверителей, хотя в ходе осуществления адвокатской деятельности нередко видятся нравственные недопонимания, следующие из гражданских, административных, либо из уголовных дел. Само определение адвокатской этики весьма большое. Положения ФЗ от 1.06.2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» определяют основополагающие принципы и систему отношений, на которых основывается деятельность адвоката.
Следует отметить, что моральные правила неотделимы от адвокатской деятельности, потому момент, когда вопрос профессиональной этики станет неинтересен адвокатам, сможет настать исключительно с исчезновением самой адвокатуры в целом.
В ст. 7 Закона «Об адвокатской деятельности указывается, что адвокат должен защищать права и законные интересы своего доверителя добросовестно, всеми не запрещенными российским законодательством способами и средствами, соблюдая кодекс профессиональной этики.
Адвокату, как высокопрофессиональному советнику по юридическим вопросам, социальный статус и общество, как таковое, запрещает не обращать должного внимания на свое поведение и внешний вид.
Ему следует скрупулезно обдумывать принимаемые им решения и последующие действия в тех или иных ситуациях при осуществлении своей деятельности, поскольку общество безусловно обратит на его действия пристальное внимание.
Следовательно, адвокат, да и впрочем любой юрист, должен обладать правовой и эмоционально-психологической культурой, чтить законы и бережно относиться к общественным ценностям, чести, достоинству любого гражданина, сознавать социальный вес своей профессии.
Об этике
Адвокатская этика, равным образом, парирует элементы морали, включающие долг, справедливость, совесть, ответственность, достоинство и репутацию. Данные требования призваны предопределять адвоката как при исполнении профессиональных обязанностей, так и в обыденной жизни.
Итак, адвокатская этика – это комплекс норм и правил поведения, предусмотренных для специалистов сферы юридической деятельности при коммуникации с коллегами и работы с доверителями, построенный на основополагающих принципах равноправия, законности, самоуправления и независимости.
Подпункт 1 части 1 статьи 7 Закона об адвокатуре закрепил, что в обязанности адвоката входит его порядочное и разумное поведение, честная защита законных интересов доверителей любыми легитимными методами.
Общеустановленным представляется и принесение присяги, текст которой включает принцип добросовестности и справедливости адвоката.
Следование профессиональной этике адвоката:
- Подразумевает создание доверительной связи с клиентом через соблюдение профессиональной тайны адвоката;
- Содействует налаживанию связей адвоката с судебными органами, органами государственной власти и прочими организациями, в том числе со СМИ, а также коллегами из профессионального сообщества;
- Сохраняет престиж и признание к профессии юриста путем суровой системы надзора и контроля за соблюдением правил и принципов, демонстрацией «прозрачности».
Впрочем, законы и нравственность профессиональной деятельности адвоката всегда стоят превыше воли доверителя. Данное означает, что адвокат не может осуществлять деятельность в нарушение принципа добросовестности.
Также наличествуют и профессиональные издержки. Адвокат не вправе действовать из личной выгоды, потворствовать аморальным интересам либо пребывать под давлением. Кроме того, запрещено занимать противную доверителя позицию, обосновывать его вину и раскрывать сведения без его согласия.
Отношения с доверителем
Злободневной задачей представляются взаимоотношения адвоката и доверителя. Как значится в нормах, законность, мораль и нравственность обладают преимущественным характером в представленных отношениях. Однако для эффективной реализации данного принципа необходимы добавочные средства и методы, не имеющие отношения к юридическим.
К сожалению, нередки ситуации обоснованного сомнения в добропорядочности клиента. В таких случаях адвокату необходимо приложить несколько дополнительных усилий, для выявления заведомо недостоверной информации. В подобных ситуациях содействие могут оказать высокопрофессиональные психоаналитики, либо же повышение знаний в психологии самого юриста. При том необходимо предоставить обеспечение возможности проверки документов, которые передает адвокату доверитель, на достоверность.
Отношения с судом
Весьма важна и этика защиты в судебном разбирательстве. Деятельность адвоката в суде подконтрольна нравственным и моральным началам. Адвокат не вправе лгать суду, располагать его к заведомо ложной информации и оправдывать свершенное преступление. Нынешняя судебная практика полагает, что признание адвокатом вины подсудимого, в случае ее отрицания подзащитным, нарушает его право на защиту в суде. В таком случае необходимо рассчитывать на моральный выбор, так как следование одной норме приводит к нарушению другой.
Процессуальная активность адвоката охватывается его непосредственными действиями в конкретном деле от имени своего доверителя и в его интересах, которые порождают у подзащитного процессуальные обязанности и права.
В речи адвоката наглядно выражается гуманизм, поскольку он пытается содействовать человеку в доказывании его невиновности. Адвокат сильнее прочих должен чтить достоинство подзащитного и выступать в его защиту в произносимой речи. Само слово защитника должно нести исключительно положительные характеристики личности доверителя. Запрещается строить стратегию защиты, упираясь на негативные качества личности, унижая достоинство и приводя несостоятельные доводы.
Подавляющая часть именитых адвокатов, например Федор Плевако, Владимир Спасович и другие, стали истинными профессионалами в силу своих морально-правовых ценностей и взглядов на разрешение уголовных, гражданских, а также административных дел. Эти адвокаты сумели отстоять нарушенные права большинства нуждавшихся в их услугах граждан, и в наши дни специалисты юриспруденции полагаются на их богатую адвокатскую практику.
Вышеприведенные специалисты права могли нравственно влиять на судей и присяжных заседателей, используя такие определения, как сознание вины, раскаяние, совесть и милосердие.
О кодексе этики адвоката
Остродискуссионной в сообществе профессиональных адвокатов прибывает проблема нормативного характера Кодекса этики адвоката. К примеру, Генри Резник отождествляет Кодекс адвокатской этики с иными нормативно-правовыми актами, разъясняясь, что Кодекс принят по прямому законодательному предписанию, то есть его нормы обладают таким же обязывающим значением, как и закон.
Исходя из мнения Светланы Либановой, Кодекс представляется формально определенным источником права. Особо стоит обозначить позиции Зрелова и Степашиной, которые оценивают рассматриваемый Кодекс как акт, закрывающий пробелы, непредусмотренные законодательством о деятельности адвоката и адвокатуре, но не находящийся в его элементном составе.
Кузнецова и Гармаев считают Кодекс адвокатской этики составной частью Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Не лишена интереса и позиция Мельниченко, который был вынужден не признать правового характера определенных норм Кодекса, однако полагает определять его как источник права.
По нашему мнению, следует определить точный нормативный характер и выявить место Кодекса в системе законодательных актов.
К выводам
Как следствие, этическая составляющая в действительности представляется базисной в процессе деятельности практикующего адвоката, без этики представляется невозможным оказание высококачественных юридических услуг клиентам. Получая статус адвоката, следует придерживаться кодекса профессиональной этики. Всякому адвокату нельзя забывать о значимости моральных установок в своей ежедневной профессиональной деятельности, поскольку они отображают внутренние ценности индивида, и используются им главным образом, как иначе не позволяет совесть, «закон, имеющийся внутри нас». На наш взгляд, требуется введение дополнительных положений в статью 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», в котором к числу лиц, не обладающих претензией на присвоение адвокатского статуса, будут отнесены бесчестные лица, совершающие профессиональные действия в своих меркантильных побуждениях.
Помимо всего, статью 10 Закона об адвокатуре надлежит восполнить положениями об обязательном подтверждении безусловного владения Кодексом адвокатской этики, для допуска кандидата к квалификационным экзаменам только после убеждения в его осведомлении во всех положениях Кодекса. Помимо того, нужно увеличить содержание адвокатской присяги изречением о безусловной необходимости следования нравственным и моральным нормам, стоящим наряду со значимостью познания в законодательстве.
Так как напрямую Кодекс этики сформировывает «безукоризненного специалиста», на наш взгляд, наказания за нарушение его положений следует сделать весьма существенными, демонстрируя серьезность возможного наступления последствий в случае пренебрежения Кодексом.
Требуется ужесточение наказаний, которые в настоящем характеризуют себя лишь мерами дисциплинарной ответственности.
Как одну из санкций предлагается установить штраф, при систематическом получении которого, юрист будет подвергнут лишению статуса адвоката и полномочий на осуществление адвокатской деятельности.
PS: Статья подготовлена на основе действующих нормативно-правовых актов, научных материалов учёных-правоведов и мнения автора, являющегося его личным оценочным суждением.
by: Evin