Деятельность стоматологической клиники регулируется:
- Законом о защите прав потребителей
- Постановлением Правительства РФ №1006 от 4 октября 2021 года «Об утверждении Правил предоставления организациями платных медицинских услуг»
В них указаны учетные формы документов, необходимые для ведения медицинской деятельности:
- Часы работы клиники
- Расписание работы врачей
- Информация о врачах, их образовании и квалификации
- Правила оказания платных медицинских услуг
- Список оказываемых услуг и их стоимость
- Гарантия на предоставляемые услуги
- Договор предоставления услуг
- Согласие на обработку персональных данных
- Согласие на оказание медицинской услуги
- Комплексный план лечения или отказ от него
- План предстоящего оказания медицинских услуг
- Финансовый план оказания медицинских услуг
- Амбулаторная карта
- Акт выполненных работ
- Квитанция или кассовый чек
- Книга жалоб и отзывов
- Журнал бухгалтерского учёта
- Журнал проведения текущих и генеральных уборок
- Журнал проведения генеральных уборок
- Журнал проверки полимеризационной лампы
- Журнал учёта работы бактерицилной лампы
- Журнал контроля стерилизации мелкого инструментария
- Журнал стерилизации инструментария
С 1 февраля 2021 года медицинское учреждение может полностью перейти на
Электронный документооборот.
Часы работы клиники указываются на сайте и на входной группе для оповещения пациентов. Клиника обязана соблюдать часы работы (кроме экстренных ситуаций).
Расписание работы врачей может указываться на сайте или предоставляться по просьбе (к администраторам).
Информация о врачах, их образовании, квалификации указывается на сайте клиники.
Правила оказания платных медицинских услуг располагаются в уголке потребителя.
Список оказываемых услуг и их стоимость располагаются в уголке потребителя и на сайте клиники.
Положения о гарантийных обязательствах располагаются в уголке потребителя и на сайте клиники. В них перечислены условия, при которых организация предоставляет гарантийные обязательства перед потребителем услуги. Регулируется Законом о защите прав потребителя.
Договор о предоставлении услуг - основной документ, регулирующий взаимоотношения организации и потребителя услуги. В договоре указаны все условия соблюдения договора и условия, при которых договор расторгается.
Согласие на обработку персональных данных. Для возможности передавать личные данные (медицинскую карту, номера телефонов и прочее) между членами медицинской организации, необходимо письменное согласие пациента. Пациент имеет право получить услугу анонимно, и согласие будет иметь силу в конкретный момент времени. Но в этом случае пациент лишается возможности каким-либо способом получить медицинскую информацию и результаты исследований в дальнейшем.
В согласии на оказании медицинской услуги описана медицинская процедура, риски, связанные с её проведением и исход лечения.
В комплексном плане лечения перечислены все услуги, необходимые для достижения санации пациента. Если пациент не желает, чтобы ему оказывали весь перечень услуг, он может подписать отказ от оказания комплексного лечения, но подписать согласие на оказание одной конкретной услуги.
В плане предстоящего оказания медицинских услуг перечислены все манипуляции, которые будут проводится на конкретном приёме.
В финансовом плане лечения указана стоимость за конкретные услуги, которые будут оказаны на текущем приёме.
Амбулаторная карта - история болезни стоматологического пациента. В ней указаны данные пациента, жалобы, анамнез, объективный статус и данные исследований, диагнозы, дневник лечения, рекомендации.
В акте выполненных работ перечислены все услуги, которые были оказаны пациенту в ходе приёма, и их стоимость.
Квитанция или кассовый чек - платёжный документ, на основании которого пациент может впоследствии получить налоговый вычет.
Книга жалоб и отзывов располагается в уголке потребителя.
Журнал бухгалтерского учета необходим для учета финансовых операций клиники.
Этика и деонтология в стоматологии.
Деонтология - наука о должном. Медицинская деонтология - совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Основным принципом деонтологии выступает сознательное подчинение личных интересов интересам общества. Модель, в которой пациент является источником заработка может быть приемлемой для директора клиники, но для врача не должна являться ориентиром. Первично врач оказывает качественную помощь пациенту, деньги же для врача - побочный (но обязательный) продукт. В противном случае между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения.
Ежедневная клиническая практика требует от врача самообладания. Необходимо всегда помнить, что решение проблем, с которыми приходят пациенты, очевидно для врача, но совсем неочевидно для самого пациента. Объяснение «очевидных» вещей не должно раздражать врача.
Ни один доктор не застрахован от ошибок, но их последствия наиболее сокрушительны для взаимоотношений между врачом и пациентом в случае недостаточной осведомлённости пациента. Ограниченность информации и неадекватное её представление лежат в основе отрицательного отношения пациента к врачу.
Основные модели построения взаимоотношений врача и больного
- Активно-пассивная. Основана на представлении, что врач лучше знает, что нужно пациенту. Выполняет свою работу без участия пациента, пациент не может участвовать в принятии решений.
- Покровительственная. Пациенту сообщается информация, которая, по мнению врача, необходима. Врач выполняет роль наставника. Объясняет пациенту, что нужно сделать, чтобы помочь ему.
- Информативная. Врач доносит до пациента всю информацию, а пациент сам выбирает тактику лечения. Врач выполняет роль компетентного технического эксперта.
- Интерпретивная. Предполагается, что пациент нуждается лишь в уточнении с помощью врача того, что с ним происходит. Врач консультирует больного и помогает ему принять решение, выполняет роль советника, решение принимает сам пациент.
- Совещательная (договорная). Исходит из представления, что врач может активно влиять на формирование мнения пациента и помочь принять ему. Правильное решение. Врач вовлекает пациента в обсуждение, в течение которого помогает ему осознать приоритеты, касающиеся здоровья. Предполагает равенство сторон, а так же равную ответственность.
Основные проблемы этики:
- Коллегиальная проблема - соблюдение принципов внутренней культуры (отношение к труду, дисциплина, отношение к общественному имуществу, дружелюбие, чувство коллегиальности) и внешней культуры (правила хорошего тона, приличия, внешнего вида). Взаимная вежливость - основное требование коллегиальных отношений.
- Бригадная проблема - проявление заботы об авторитете среднего медицинского персонала, стараться не заполнять их служебное время не свойственным им обязанностям. Гуманность, корректность и отзывчивость являются основой нормального психологического климата в коллективе.
- Общественная проблема - основой медицины является профилактика, главной целью профилактики является ознакомление общественных масс с личной гигиеной, принципами здорового образа жизни.
- Административная проблема - роль руководителя коллектива создавать благоприятную атмосферу в коллективе. Необходимо признавать свои ошибки, самокритика - эффективный метод воспитания коллектива, сплочения и укрепления.
Международный кодекс медицинской этики:
Принятый З-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации (Лондон, Великобритания, 1949 г.), дополненный 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Сидней, Австралия, 1968 г.) и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей (Венеция, Италия, 1983 г.)
Общие обязанности врачей:
- Врач должен всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты.
- Врач должен не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента.
- Врач должен ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации.
- Врач должен быть честен в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.
Обязанности врача по отношению к больному:
- Врач должен постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни.
- Врач должен обратиться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за уровень его собственных профессиональных возможностей.
- Врач должен хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента.
- Врач должен всегда оказать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможностях других лиц сделать все необходимое.
Обязанности врачей по отношению друг к другу:
- Врач должен вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему. Врач должен не переманивать пациентов у своих коллег.
- Врач должен соблюдать принципы «Женевской Декларации»