В начале 19 века в Европе, да и во всем мире росла слава Наполеона. Европейские страны находились в постоянных конфликтах. Российской армии приходилось проводить реформу артиллерии и принимать на вооружение орудия, которые наиболее полно отвечали бы требованиям поля боя того времени.
Поэтому в 1805 году были приняты на вооружение следующие орудия:
- 12 фунтовая пушка образца 1805 года (калибр 120 мм)
- 6 фунтовая образца 1805 года (калибр 95 мм)
- четверть пудовый единорог
- полупудовый единорог
С 1811 г. артиллерийская бригада включала одну батарейную и две лёгкие роты. На вооружении каждой роты имелось по 12 орудий. В батарейной роте состояли четыре полупудовых единорога и восемь 12-фунтовых пушек. В лёгкой роте – шесть четверть пудовых единорогов и шесть 6-фунтовых пушек. Основное отличие пушки от "единорога" заключалось в том, что последний мог стрелять не только ядрами, но и картечью и бомбами за счет более короткого ствола. Единорогом орудия назывались не из-за того что они были похожи на это мифическое существо, а из-за единорога на гербе генерала Шувалова, который их и придумал. Герб располагался с казенной стороны пушки, а потом и вовсе исчез, а название осталось.
Пешая артиллерия предполагалась для установки в полевых укреплениях, поддержки пехоты в наступлении и при отражении вражеских атак. Разумеется, пешая артиллерия это не значит что на марше их толкали просто руками, конечно транспортировали при маршах на конной тяге, но при батарее лошади не стояли, а отгонялись в защищенное место.
Дальность стрельбы была невысока, так полупудовый единорог мог выстрелить ядром на дальность до 2,5 км. Самое страшное для пехоты того времени - это выстрел картечью. Он мог быть на дальности до 500 м. При выстреле картечью эти металлические шарики диаметром от 21 до 50 мм ( в зависимости от дальности стрельбы) выкашивали целые ряды.
Например, в фильме "Союз спасения" показано действие картечи на строй солдат. Хочу отметить, что нужно было обладать действительно выдающимся мужеством, что б идти плотными рядами на артиллерийскую батарею, которая раз в 30-40 секунд косит строй. Но вернемся к организации русской артиллерии. За каждой пушкой был закреплен расчёт под командой унтер-офицера – фейерверкера. Туда обычно входило 5-6 человек: бомбардиры (опытные рядовые с повышенной квалификацией) и канониры, гандлангеры (рядовые, для вспомогательных действий). У каждого был свой номер при пушке: №1 действовал банником, №2 носил зарядную суму, №3 имел пальник и свечник, №4 – трубочную лядунку и протравники, и т.д. Перед стрельбой, по команде «Становись по своим местам!» нечётные номера строились по правую сторону орудия, а чётные – по левую. Два орудия с прислугой составляли взвод под командованием обер-офицера.
Форма начала 19 века это просто огромный пласт для изучения. Разнообразие ее поражает. Скажу прямо, я не сильно вдавался во все подробности формы других родов войск. Что касается гвардейской пешей артиллерии, которую мне нужно было расписать, я пользовался такой вот "планшеткой" (ну как бы картинка)
В Бородинском сражении о предпосылках к которому и самом его ходе я не планирую рассказывать, с русской стороны участвовало 640 орудий. У Наполеона их было 587 стволов. Орудия Наполеона были сведены в большие батареи, тогда как Кутузов более менее равномерно распределил имеющуюся у него артиллерию по фронту, установив их в дерево-земляных укреплениях. Так, например на Курганной высоте стояло 18 орудий. Наполеон мало того что не стал ставить свою артиллерию в укрытия, так еще и активно маневрировал ею при сражении. Так, например при атаке участка с Шевардинским редутом, Наполеон сконцентрировал на этом участке в 6 раз больше орудий чем стояло у нас в обороне этого сектора. 186 орудий против 30 русских! Только благодаря смелости и стойкости русского солдата, Наполеон не смог одержать решительной победы. Но русская артиллерия покрыла себя неувядаемой славой в этом сражении. Как известно из истории первая атака французов силами корпуса Эжена де Богарне началась в 9 часов утра. Отражение этой первой атаки я и попытался изобразить на виньетке. Батарея Раевского находилась на Курганной высоте. Бои за эту центральную позицию продолжались до 15.00 и являлись, пожалуй одними из самых кровопролитных эпизодов Бородинской битвы. Батарея строилась наспех, насыпь и ров не были закончены,амбразуры были только у десяти орудий. На этой высоте стояла насмерть гвардейская пешая артиллерия русской армии. По свидетельству капитана Эжена Лабома (из корпуса Богарне)"Все амбразуры разрушенных наполовину брустверов были снесены, и их можно было только различить по пушкам, но большинство последних было опрокинуто и сорвано с разбитых лафетов. Я заметил среди этого беспорядка трупов русского артиллериста, у которого было три ордена в петлицах, казалось что храбрец еще дышит-в одной руке он держал обломок сабли, а другой крепко обнимал пушку, которой так хорошо послужил".
В своей небольшой работе (которую я делал как раз к 200-летию Бородинского сражения) я как раз использовал набор от "Звезды" №8045
Красился набор акрилом Валледжо, так же использовались металлики Акан. Основание пенопласт + алебастр. Почву изображал при помощи пигментов СМК и МИГ. Ну и вот что у меня собственно получилось (листайте галерею ниже). Спасибо за внимание!