Найти в Дзене
SteinTank

Огнемётные танки СССР — Часть 2

Ave, господа! Наконец-то я добрался до продолжения статьи об огнемётных танках Красной армии, так что сегодня мы поговорим о машинах времён Великой отечественной войны и послевоенного периода. Появление нового поколения огнемётных танков стало возможно только благодаря инженерам завода №174 И.А. Аристову и Д.И. Елагину, которые разработали автоматический танковый огнемёт (АТО). Именно он устанавливался на все советские танки времён Великой Отечественной, поэтому предлагаю поближе познакомиться с его конструкцией. В отличие от довоенных огнемётов, для выброса огнесмеси в АТО использовались пороховые газы, а не сжатый воздух. Конструкция Аристова-Елагина позволяла избавиться от громоздких баллонов, трубок и вентилей, заменив их на магазин с пятью пороховыми зарядами. Впрочем, небольшой баллон со сжатым воздухом всё-таки остался, он требовался для подачи огнесмеси к телу огнемёта. Работала вся эта система следующим образом: при подрыве заряда пороховые газы давили на поршень, который выбр
Оглавление

Ave, господа! Наконец-то я добрался до продолжения статьи об огнемётных танках Красной армии, так что сегодня мы поговорим о машинах времён Великой отечественной войны и послевоенного периода.

АТО

Появление нового поколения огнемётных танков стало возможно только благодаря инженерам завода №174 И.А. Аристову и Д.И. Елагину, которые разработали автоматический танковый огнемёт (АТО). Именно он устанавливался на все советские танки времён Великой Отечественной, поэтому предлагаю поближе познакомиться с его конструкцией.

Огнемёт АТО получился значительно более компактным и лёгким, чем конкурирующие разработки. Общая масса тела огнемёта (на фото) составляла всего 66,6 кг, а общая масса оборудования (без огнесмеси и воздуха в баллоне) — 255 кг;
Огнемёт АТО получился значительно более компактным и лёгким, чем конкурирующие разработки. Общая масса тела огнемёта (на фото) составляла всего 66,6 кг, а общая масса оборудования (без огнесмеси и воздуха в баллоне) — 255 кг;

В отличие от довоенных огнемётов, для выброса огнесмеси в АТО использовались пороховые газы, а не сжатый воздух. Конструкция Аристова-Елагина позволяла избавиться от громоздких баллонов, трубок и вентилей, заменив их на магазин с пятью пороховыми зарядами. Впрочем, небольшой баллон со сжатым воздухом всё-таки остался, он требовался для подачи огнесмеси к телу огнемёта.

Схема огнемёта АТО-41;
Схема огнемёта АТО-41;

Работала вся эта система следующим образом: при подрыве заряда пороховые газы давили на поршень, который выбрасывал 10 литров огнесмеси на расстояние 70-130 метров, после чего огнемёт автоматически перезаряжался. Всего в магазине было от 5 до 20 пороховых зарядов, в зависимости от модификации АТО. Конструкция оказалась настолько удачной, что после окончания войны советские инженеры добились увеличения дальности огнеметания до 270 метров, а каждый выстрел выбрасывал до 100 литров смеси, но об этом чуть ближе к концу статьи.

Т-50 (огнемётный вариант)

Изначально автоматический танковый огнемёт разрабатывался для установки в Т-126, но к тому времени, как АТО был готов, проект Т-126 уже закрыли. В итоге первым танком, получившим АТО, стал Т-50.

Огнемёт в Т-50 был подвижен только в вертикальной плоскости, по горизонтали наведение осуществлялось поворотом корпуса танка;
Огнемёт в Т-50 был подвижен только в вертикальной плоскости, по горизонтали наведение осуществлялось поворотом корпуса танка;

Огнемёт конструкции Аристова-Елагина оказался настолько компактным, что помещался в шаровую установку курсового пулемёта ДТ. А это позволяло использовать АТО на перспективных Т-34 и КВ-1, так что Т-50 был лишь тестовой машиной для огнемёта.

Редкое фото полигонных испытаний огнемётного Т-50;
Редкое фото полигонных испытаний огнемётного Т-50;

В серию огнемётный вариант Т-50 так и не пошёл, зато он позволил исправить все недочёты в надёжности и безопасности АТО, и уже летом 1941 года автоматический танковый огнемёт был запущен в серийное производство.

Огнемётные танки на базе Т-34

Самым массовым огнемётным танком Второй мировой войны стал советский ОТ-34. Секрет успеха заключался в том, что для переделки обычной "тридцатьчетвёрки" в огнемётный танк нужно было лишь заменить курсовой пулемёт на АТО, разместив огнемётное оборудование на месте стрелка-радиста. Это вело к сокращению экипажа, а наведение огнемёта становилось задачей механика-водителя. К слову, это и было основным минусом ОТ-34: у мехвода и так было достаточно задач на поле боя, и управление огнемётом сильно усложняло его работу.

В остальном же ОТ-34 был практически идеален: основное вооружение сохранялось, модернизация была простой и дешёвой, да и сам танк был освоенным в производстве. Всего за годы Второй мировой выпустили 1170 ед. огнемётных Т-34.

ОТ-34-85 перед первомайским парадом в Москве, 1946 год;
ОТ-34-85 перед первомайским парадом в Москве, 1946 год;

С появлением Т-34-85, АТО стали устанавливать и на них, такой переделке подверглась 331 машина. О боевой эффективности ОТ-34 и ОТ-34-85 судить сложно: с одной стороны, они были массовыми и относительно дешёвыми, с другой — обладали серьёзными недостатками:

⛔ механику-водителю приходилось одновременно управлять и танком, и огнемётом;

⛔ при огнеметании перед танком образовывалось облако дыма и гари, полностью закрывавшее обзор всему экипажу, включая мехвода. Передвигаться и прицеливаться в таких условиях было невозможно;

⛔ практически любое пробитие корпуса приводило к немедленному возгоранию огнесмеси внутри танка. В таком случае шансы экипажа на выживание стремились к нулю;

⛔ ограниченные углы горизонтальной наводки и небольшая дальность огнеметания сильно ограничивали эффективность этих машин;

Впрочем, психологический эффект перевешивал все недостатки конструкции: только представьте, в каком ужасе были немцы, когда советские Т-34 превращали поле боя в горящий ад...

Огнемётные танки на базе КВ

На фото запечатлён Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) «Flamm» — советский КВ-1 с огнемётной установкой АТО-41, захваченный немцами в 1941 году;
На фото запечатлён Pz.Kpfw. KV-1A 753 (r) «Flamm» — советский КВ-1 с огнемётной установкой АТО-41, захваченный немцами в 1941 году;

Изначально советские конструкторы решили установить огнемёт вместо курсового пулемёта КВ-1, как и на ОТ-34, но такая схема требовала значительных изменений в конструкции шаровой пулемётной установки. В связи с этим инженеры пошли другим путём: АТО-41 установили справа от механика-водителя, а курсовой пулемёт оставили слева.

Огнемётная установка крупным планом. Брандспойт огнемёта получил подвижность в вертикальной плоскости, а наведение по горизонтали осуществлялось поворотом корпуса;
Огнемётная установка крупным планом. Брандспойт огнемёта получил подвижность в вертикальной плоскости, а наведение по горизонтали осуществлялось поворотом корпуса;

Но если в подвижном Т-34 огнемёт Аристова-Елагина показал себя с лучшей стороны, то с медлительным и неповоротливым КВ-1 дела обстояли иначе. Отсутствие горизонтальной наводки и ограниченная дальность огнеметания делали АТО практически бесполезным, так что выпуск огнемётных КВ-1 ограничился четырьмя машинами.

В попытке повысить эффективность огнемёта советские инженеры решили переместить АТО из корпуса в башню, но и тут столкнулись с проблемой. Дело в том, что тесная башня КВ-1 была не способна вместить и огнемёт, и 76-мм орудие, поэтому последнее пришлось заменить на 45-мм пушку. В целях маскировки её прикрыли массивным кожухом, так что внешне КВ-8 (именно такой индекс получила новая машина) было сложно отличить от обычного КВ-1.

Нельзя сказать, что боевое применение КВ-8 сложилось удачно: к 1942 году его броня уже не обеспечивала должного уровня защиты, да и сам КВ обладал рядом серьёзных недостатков, так что выпуск ограничился 102 машинами.

КВ-8С крупным планом;
КВ-8С крупным планом;

Когда КВ-1 был заменён на КВ-1С, на новой платформе выпустили 35 огнемётных танков, получивших индекс КВ-8С.

Т-40 (огнемётный вариант)

Существовал также проект установки огнемёта в лёгкий танк. В 1940 на вооружение Красной армии поступил Т-40: при массе в 5,5 тонн он имел 13 мм брони по кругу, а в качестве вооружения выступали два пулемёта калибром 12,7-мм и 7,62-мм. Чуть позже был создан его сухопутный вариант — Т-40С, в общей сложности было произведено чуть меньше тысячи этих машин.

С приходом войны эти разведывательные танки вынужденно использовали для поддержки пехоты, и для увеличения огневой мощи Т-40 решили оснастить пороховым огнемётом АТО. Брандспойт монтировался в шаровой опоре на лобовом листе корпуса, а остальное огнемётное оборудование устанавливалось в корме, вместо гребного винта и руля.

К сожалению, достоверных сведений о количестве и эффективности огнемётных Т-40 не сохранилось, но могу предположить, что танкетка с пулемётами и огнемётом долго на поле боя не жила.

ОТ-54

Внешний вид ОТ-54;
Внешний вид ОТ-54;

После окончания Второй мировой войны от идеи огнемётных танков не отказались, и задачи перед инженерами стояли всё те же: взять массовый и перспективный танк, оснастить его огнемётом и сохранить при этом основное вооружение. Так появился ОТ-54, на котором вместо спаренного с пушкой пулемёта монтировался новый огнемёт АТО-1.

Дальность огнеметания возросла до 160 метров, а каждый залп выбрасывал по 20 литров огнесмеси. Боекомплекта АТО-1 хватало на 20 выстрелов.

Огнеметание ОТ-54;
Огнеметание ОТ-54;
Разработка ОТ-54 длилась 9 лет (с 1946 до 1955), поэтому было выпущено всего 110 огнемётных танков.

ОТ-55

В 1958 году появился Т-55 — неглубокая модернизация Т-54, и выпуск огнемётных танков продолжился на новой платформе. Конструкция осталась всё той же, зато огнемёт значительно улучшили. Новый АТО-200 был способен выбрасывать 35 литров за выстрел на расстояние до 200 метров, но боекомплекта теперь хватало всего на 12 таких залпов.

-19

Военные были довольны характеристиками ОТ-55, поэтому в огнемётные танки было переоборудовано 830 машин, что составляет около 6% от общего количества выпущенных Т-55.

Также есть информация об установке огнемёта АТО-200 в Т-62, но мне не удалось достоверных подтверждений тому, что эта модификация действительно проводилась;

Объект 483

Внешний вид объекта 483;
Внешний вид объекта 483;

Венцом развития советских огнемётных танков стал Объект 483. Советские инженеры довели пороховые огнемёты до конструктивного предела: новый ОМ-250 был способен выбросить 100 литров огнесмеси на дистанцию до 270 метров! Правда, ради установки такого мощного огнемёта в Т-55 пришлось пожертвовать основным вооружением, а экипаж сократился до трёх человек, т.к. заряжающий больше не требовался. Боезапаса хватало на 14 выстрелов.

Но несмотря на потрясающие характеристики нового огнемёта, Объект 483 значительно проигрывал ОТ-54 и ОТ-55 в суммарной огневой мощи всего вооружения. В итоге Министерство обороны посчитало разработку узкоспециализированных огнемётных танков нецелесообразной, и в 1962 году проект 483 был закрыт. Единственный построенный образец вы можете увидеть в музее бронетанковой техники в Кубинке.

Заключение

Как показало время, советские ОТ-34 и ОТ-55 оказались наиболее совершенными и сбалансированными огнемётными танками в истории. За счёт сохранения основного вооружения они всё так же могли противостоять бронетехнике противника, а огнемёт был "приятным дополнением" — про психологический эффект от огнедышащих машин я уже писал ранее.

Ставьте лайк, если вам понравилась эта публикация, а также не забывайте, что на моём канале также есть:

Первая часть статьи об Огнемётных танках СССР, в которой я рассказываю о машинах довоенного периода;

Статья об огнемётных танках Германии, в которой также много всего интересного, даже есть огнемётный Hetzer!

P.S. Обязательно пишите в комментариях, о каких огнемётных танках написать следующую публикацию: на очереди техника Великобритании и США!