Найти в Дзене

«Свой среди чужих» или как специалистам из иностранных компаний адаптироваться в условиях российского бизнеса

Статья займёт не более 7 минут вашего времени.

Начиная с февраля 2022 года около 3-х тысяч иностранных компаний поставили бизнес на стоп, 500 из них – его ликвидировали согласно статистике Федеральной службы занятости РФ. Ни для кого не секрет, что в связи со сложной ситуацией на рынке труда высококвалифицированные кадры иностранных компаний «перетекают» в российские организации. С какими проблемами сталкиваются сотрудники при смене вектора корпоративной культуры? Как адаптироваться в новой среде, чтобы не быть «своим среди чужих»? И как применять свой опыт с пользой для российского бизнеса? В данной статье подготовлены ответы на эти вопросы и топ-7 советов для успешного построения карьеры в текущих реалиях.

Получая навыки ведения бизнеса согласно западным практикам, я, будучи еще специалистом, даже не предполагала, что когда-то приму решение о трудоустройстве в российскую компанию. Однако высокие материи политики и истории, к сожалению, не подвластны желанию одного человека. В декабре 2022 года я получила оффер от крупного российского ритейлера и благополучно его приняла. С тех пор начался мой путь адаптации к совершенно новой среде.

Представьте ситуацию: вы переехали в другую страну, где другие форма правления, официальный язык, культура и т. д. Допустим, вы привыкли в своей стране ходить ужинать в ресторан каждый вечер в 19.00 и заказывать ризотто с белыми грибами. Оказавшись на новом месте, вечером в 19.00 вы как обычно заходите в ближайший у дома ресторан, а там не подают ризотто с белыми грибами, далее находите в google maps несколько ресторанов поблизости, но они уже закрыты. Переборов чувство голода, начинаете искать хоть какое-то открытое заведение, и тут промах - путь до ближайшей открытой кофейни составит час езды на общественном транспорте, такси по стоимости оказалось в 2 раза дороже, чем вы привыкли платить. Спустя час скитаний вы оказываетесь дома на кухне с бутербродом в руке и ловите себя на мысли: «Почему здесь всё по-другому? Почему я должен планировать свой ужин так, чтобы успевать до закрытия ресторана или ехать на другой конец города?». Однако страну не волнуют ваши привычки и желания, поэтому остро встает вопрос об адаптации к случившимся изменениям. Данный пример напрямую коррелирует с разными корпоративными культурами компаний.

Отвечая на вопрос, с какими проблемами могут сталкиваться специалисты из иностранных компаний в российском бизнесе, можно выделить следующие аспекты:

  1. Бюрократизм. В связи с большим количеством согласующих участников бизнес-процесса внедрение нового инструмента или системы может занимать несколько месяцев, а при больших масштабах проекта и высоких инвестициях - несколько лет.
  2. Негибкость. Ограниченность департаментов непосредственно своими операционными функциями и нежелание среднего менеджмента смотреть на бизнес верхнеуровнево приводит к тому, что если сотрудник сталкивается с кросс-функциональной задачей, то перекладывает её решение на смежный отдел или не выполняет вовсе.
  3. Отсутствие вовлеченности. Отказ брать ответственность за принятие решений на разных уровнях менеджмента приводит к бесконечному делегированию задачи и её фактическому невыполнению.
  4. Непрозрачность процессов. Выполнение дублирующих задач разными департаментами из-за отсутствия правильно выстроенной коммуникации и общего стратегического видения демонстрирует всеми известную басню «Лебедь, рак и щука».
  5. Отсутствие необходимого обучения специалистов. Низкие показатели выполнения стратегических проектов или отсутствие эффектов от внедренных инструментов откатывают уровень цифровизации компании на несколько лет назад.
  6. Консерватизм. Многие отечественные компании привыкли работать по давно сложившимся бизнес-процессам. Любимая фраза классического менеджера таких организаций: "Так исторически сложилось". Конечно, бизнес не стоит на месте - каждый день внедряются новые практики и инструменты, поэтому компания, которая идёт в шаг с прогрессом и быстро адаптируется к изменениям, имеет больше конкурентных преимуществ.
  7. Боязнь перемен. Вытекающий фактор из предыдущего пункта. Человек по своей природе стремится к защищенности и предсказуемости событий, поэтому любые перемены вызывают негативную реакцию у большинства сотрудников. Только с поддержкой среднего и высшего менеджмента, а также сотрудников-новаторов, можно с минимальными потерями внедрять стратегические изменения.

Столкнувшись с похожими проблемами, многие специалисты из иностранных компаний испытывают "адаптационный шок". Общаясь со своими бывшими коллегами, также работающими в отечественных компаниях, я часто слышу фразу "чувствую себя белой вороной" или "мы не на одной волне с коллегами" и т. п. Конечно, существует выход из ситуации в виде релокации в другую страну (более подробно плюсы и минусы релокации будут освещены в другой статье), где компании продолжают практиковать международные стандарты ведения бизнеса, однако давайте быть реалистами - далеко не у всех сотрудников есть возможности и желание работы за рубежом. Какие преимущества можно получить, работая в российском бизнесе:

  1. Карьерный рост. Отечественные организации в силу своего консерватизма позитивно настроены в сторону западных специалистов. Бизнес "изголодался" по внешним специалистам, которые готовы применить все свои наработанные инструменты и подходы к устаревшим бизнес-процессам и "вдохнуть новую жизнь" в отечественную корпоративную среду. А как известно, проактивность и финансовые эффекты от успешных проектов - основные драйверы карьерного развития.
  2. Глубокие знания процессов. По своему наблюдению могу сказать, что большинство специалистов в отечественных компаниях имеют стаж работы от 7-ми лет и выше. Вопрос плюсов и минусов высокого стажа работы в одной компании — это отдельная тема для обсуждения, но есть бесспорное преимущество таких сотрудников - глубинное понимание бизнес-процессов в своей функции. Получая прикладные знания и изучая бизнес с точки входа (от и до), раскладывая процессы по каждому винтику, можно расширить свои компетенции.
  3. Возможность развивать свои компетенции через оптимизацию процессов. Если посмотреть на проблемные аспекты из обсуждения выше, то можно сделать 2 вывода: опустить руки и смириться со сложившимися правилами и особенностями компаний, либо рассматривать каждый пункт как поле для оптимизации. Сотрудник с большим опытом работы по международным стандартам сможет как никто другой реализовать свой потенциал и выстроить правильные и прозрачные процессы.

Допустим ситуацию, когда у вас нет возможности рассматривать релокацию, вы устроились в российскую компанию (не стартап) и вам оказалось близко высказывание "свой среди чужих". Что же поможет вам с минимальными потерями адаптироваться к изменившимся условиям, чтобы продолжать ужинать "ризотто с грибами, только заказывая доставку на дом":

  1. Погружайтесь в новые процессы. Начните с основ бизнеса: изучите полный цикл создания продукта или оказываемого сервиса. Составление полной картины бизнес-процесса поможет вам вести продуктивные коммуникации с коллегами, а также найти "слабое звено", которое в дальнейшем можно оптимизировать. Вспомните успешные практики построения бизнеса в японских копаниях: менеджер любого уровня знает процесс производства своего продукта в детальных подробностях.
  2. Помните про деньги. При выдвижении своих идей, методов работы или проектов подкрепляйте свои аргументы денежными эффектами для компании. Если организация будет видеть выгоду от нововведений на цифрах, внедрять изменения будет значительно легче, и вы заручитесь поддержкой топ-менеджеров.
  3. Продолжайте развивать свою экспертизу. Попадая в новую среду, человек часто перенимает стандарты поведения и привычек своих коллег, что не всегда может идти на пользу. Думайте в первую очередь о своём профессиональном развитии, чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда 24/7. Если у компании не хватает ресурсов или бюджета на развитие своих сотрудников, развивайтесь сами с помощью сторонних сервисов и платформ. Каждый полученный сертификат, рекомендация, волонтёрский опыт или научная работа идут в копилку вашего резюме и повышают вашу ценность в условиях высокой конкуренции.
  4. Пробуйте прививать правильные стандарты. Важно помнить, что быть "резким как пуля" и обрушиваться с ураганом идей на коллег может быть неэффективно. Такая тактика быстро получит негативный отклик и непонимание в глазах сотрудников. Если вы принимаете решение не изменять своим стандартам работы, пробуйте передавать свои знания сначала внутри отдела. Ищите союзников, кто поддерживает ваши идеи и принципы, и вместе шаг за шагом показывайте результат. Только показывая высокую эффективность, можно посеять в сознание коллег зерно доверия к мировым стандартам и практикам ведения бизнеса.
  5. Не забывайте про позитивное мышление. Здоровый стоицизм всегда положительно влияет на разум и результативность на работе. Не получилось договориться о подходе на встрече с директорами? Значит, нужно детальнее углубиться в аргументы и цифры, рассмотреть вопрос под другим углом. Может быть, вы не правы? Часто в споре рождается истина, поэтому не стоит негативно реагировать на критику или отказ.
  6. Не перерабатывайте. Любой процесс трансформации и изменений связан со стрессом. Старайтесь соблюдать режим работы и отдыха и переключать после 18.00 свой внутренний тумблер с режима "работа" на режим "семья/отдых/хобби и т. д.". В мире написано огромное количество статей про эмоциональное выгорание на работе - вы же не хотите стать примером для авторов этих постов? Только отдохнувший ум способен генерировать полезные решения и продуктивные подходы.
  7. Никогда не принижайте многолетний труд коллег в компании. Часто сталкиваюсь с ситуациями, когда сотрудник с внешнего рынка ставит свою экспертизу выше многолетнего опыта коллеги. Возможно, сотрудник с опытом работы в крупных иностранных компаниях, либо со знаниями работы разных индустрий, может разбираться лучше в определённых областях, но никогда нельзя забывать о глубоких знаниях и экспертизе "старичков" отечественных компаний. В правильной картине мира должна получиться win-win коллаборация этих типов сотрудников.

Все мы живём в эпоху изменений, и навыки адаптации в «чужой» среде могут пригодиться каждому. Человек в праве выбирать сам, что делать: кто-то принимает правила игры, кто-то борется за свою точку зрения, а кто-то старается убежать от трудностей. Но если вы всё-таки решили адаптироваться с минимальными потерями нажитого багажа знаний и опыта, данная статья найдёт отклик в ваших сердцах и поможет встать на путь успешных изменений и эффективных проектов.

Удачи!