Найти тему

Чудо в Ричмонде

Оглавление

Хелен Келлер, первая слепоглухая в мире, получившая высшее образование, писательница, филантроп, известна не только в области специальной педагогики. Ее история вдохновляет не сдаваться и преодолевать любые трудности. Множество работ, статей и фильмов посвящены Хелен Келлер, а мюзикл "Сотворившая чудо" поставлен на Бродвее. Но кто стоял рядом с Хелен Келлер и помогал ей преодолевать препятствия? Рассказываем о Хелен и ее наставнице Энн Салливан.

Энн и школа Перкинса

-2


Энн Салливан родилась в бедной семье ирландских эмигрантов. Ее отец был алкоголиком и насильником, а мать скончалась, когда Энн едва исполнилось восемь лет. Спустя год отец отправил Энн и ее младшего брата Джимми в приют города Тьюксбери, где Джимми вскоре умер от туберкулеза. В детстве Энн переболела трахомой, инфекционным заболеванием глаз, и после переезда в приют начала терять зрение.

В Тьюксбери ей провели несколько операций, но они не принесли ожидаемого результата. После ходатайства местного священника ее перевели в более современную больницу при приюте в Бостоне, однако операции, проведенные бостонскими врачами, не помогли. Энн вернулась в ненавистный ей приют, слепая. В 1880 году ее направили на обучение в Школу Слепых Перкинса, где благодаря стараниям специалистов частично вернула зрение.

Школа Перкинса была удивительным местом, основанным доктором Джоном Фишером в 1829 году. Здесь слепые дети обучались как обычные люди, без ограничений. Успехи учеников школы подтверждали правильность подхода доктора Фишера. Энн процветала в этой среде, обнаруживая свой педагогический талант и помогая младшим ученикам.

Хотя Энн с радостью оставалась бы в Школе Перкинса в качестве преподавателя, ей предложили уникальную возможность отправиться в Алабаму и стать гувернанткой для слепоглухой дочери семьи Келлер.

Знакомство с Хелен

-3

Хелен Келлер, в отличие от Энн Салливан, выросла в совершенно иных условиях. Ее родители были зажиточными плантаторами, и маленькая Хелен не испытывала недостатка ни в чем. С самых ранних лет она была здоровым ребенком, начавшим говорить в шесть месяцев.

Однако, когда ей исполнился год, Хелен серьезно заболела. Врачи дали неопределенный диагноз "воспаление мозга", возможно, это был менингит или краснуха, но болезнь принесла трагические последствия - Хелен потеряла слух и зрение. Несмотря на это, она сохранила воспоминания о своей прежней жизни: помнила, как ее кормили ломтями, а слово "вода" оставалось у нее в памяти, хоть и искаженным.

Хелен, несмотря на свои недуги, продолжала радоваться жизни и быть смышленым ребенком. У нее были друзья, с которыми она играла на равных.

Единственное, что ее расстраивало — неспособность говорить. Она испытывала настоящий гнев из-за того, что отличалась от других.


Частые приступы гнева и истерики стали обычным явлением в поведении Хелен. Она кусала и била свою няню, и ее успокоить было почти невозможно. Мало кто из семьи понимал, что на самом деле Хелен испытывает огромное беспокойство из-за своей неспособности говорить самостоятельно и неудачных попыток в этом направлении.

В то время методик работы с подобными детьми в США еще не существовало, и в целом в мире только начинали осознавать необходимость внимательного отношения к особым детям как к равноправным членам общества.

Однажды мать Хелен, Кэтрин, прочитала заметку о Лоре Бриджмен, слепоглухой девочке, которая благодаря своему педагогу Самуэлю Хауи научилась читать, писать, вышивать, вязать и даже сочинять стихи. Этот пример стал для Кэтрин лучом надежды, и она обратилась в Школу Перкинса за помощью.

В 1887 году двадцатилетняя учительница Энн Салливан прибыла в усадьбу Келлеров. Она сразу принялась за работу и предложила жить отдельно от семьи, чтобы сосредоточиться на обучении Хелен.

Работа с глухонемым ребенком

-4

Энн начала относиться к Хелен не как к девочке-инвалиду из богатой семьи, а как к равной себе и другим. Она не делала поблажек и говорила с ней, используя фразы, как со здоровым человеком. Энн использовала знаки в руке, которые имели буквенный эквивалент в английском языке, чтобы помочь Хелен начать учить слова. Вначале Хелен просто повторяла слова, расширяя свой словарный запас. Однажды, когда Энн набирала воду, Хелен сунула руку под струю, и это стало ключевым моментом в их работе.

«Я узнала тогда, что в-о-д-а означала то чудесное и прохладное, что текло по моей руке. Это живое слово пробудило мою душу, дало ей свет, надежду, радость, освободило её», — напишет позже в своей биографии Келлер.


Этот момент стал частью истории американской специальной педагогики: в Капитолии был установлен памятник Хелен – бронзовая девочка, опускающая руку под струю воды с восторгом.

Но все это произошло позже – Келлер и Салливан только начали изучать язык и грамоту вместе. Хелен использовала жесты, чтобы объяснить свои мысли другим людям. Прогресс был очевиден: через месяц она уже понимала разницу между существительными и глаголами, затем начала формировать предложения и даже написала свое первое письмо на шрифте Брайля через три месяца.

Хелен стала читать книги на шрифте Брайля и увлекалась чтением. Энн Салливан научила ее писать карандашом для общения с теми, кто не знал шрифта Брайля. Они изучали историю, точные науки, посетили Школу Перкинса. Это поездка очень обрадовала Хелен – она поняла, что не одинока.

В десять лет Хелен услышала о девочке из Норвегии, которая научилась говорить как обычный человек. Это вдохновило ее, и она захотела превзойти этот пример. Ее родители беспокоились, но Энн верила в успех.

Они поехали на консультацию к Саре Фуллер, педагогу, утверждавшей, что глухие люди могут учиться говорить. После уроков у Хелен появилась возможность говорить, хотя ее голос был весьма специфическим.

«Сотворившая чудо»

-5

Хелен Келлер и ее педагог Энн Салливан стали символами невероятной силы духа и возможностей человеческого разума. Их история о том, как глухонемая девочка перевернула мир благодаря терпению, любви и вере в чудо, была запечатлена в фильме под названием "Сотворившая чудо".

Этот фильм рассказывает о том, как Энн Салливан, молодая и отважная женщина, приняла вызов помочь Хелен Келлер преодолеть свои физические и коммуникативные ограничения. Благодаря необычным методам обучения и глубокому пониманию потребностей Хелен, Энн открыла для девочки новый мир языка, общения и знаний.

Фильм "Сотворившая чудо" показывает трудности, с которыми столкнулись Хелен и Энн в процессе обучения, их победы и поражения, радости и слезы. Он передает эмоциональную глубину и значимость этого удивительного пути к пониманию и самореализации.

Через тернии к звездам – именно так можно охарактеризовать жизненный путь Хелен Келлер и Энн Салливан. Их история вдохновляет миллионы людей по всему миру и напоминает, что невозможное становится возможным, если есть вера, любовь и настойчивость. Фильм "Сотворившая чудо" является ярким отражением этой удивительной истории.

-6


Фильм был номинирован на премию «Оскар» в 5 категориях и победил в номинации «Лучшая женская роль» и «Лучшая женская роль второго плана», получил премию «BAFTA» за «Лучшая женская роль», премию «Золотой глобус» за «Лучший дебют актрисы», премию «Laurel Award» за «Лучшая женская роль второго плана», премию Национального совета кинокритиков США за «Лучшая женская роль», премию кинофестиваля в Сан-Себастьяне за «Лучшая женская роль» и «Лучшая режиссура» , премию «Photoplay» за «Золотая медаль за фильм года».

Этот фильм снят по одноименной пьесе Уильяма Гибсона, которая основана на автобиографии Хелен Келлер «История моей жизни».