Давненько я не писала про советские фильмы. Исправляюсь!
В последнее время я смотрела преимущественно скандинавские триллеры, изредка разбавляя их советскими фильмами. Так и родилась эта подборка. Некоторые фильмы я увидела впервые, один "зашёл" лишь со второго раза, а последний я так и не смогла досмотреть - уровень депрессивности в нём зашкаливает.
Мой муж называет такие фильмы "скукотищей", а я - депрессивными. Почему? Потому что они обладают неповторимым стилем и атмосферой печали, которую невозможно выразить словами. Я наслаждаюсь мрачной красотой кадров, мастерски подобранным музыкальным сопровождением, усиливающим впечатление, и великолепной игрой актёров тех лет, бесподобных и неподражаемых.
Итак,
1. Поворот (1978)
Виктор и Наталья - счастливая семейная пара. После круиза по Чёрному морю они возвращаются домой на автомобиле. По их внешнему виду и манерам понятно, что молодые люди хорошо обеспечены и впереди их ждёт только светлое будущее.
Когда до дома остаются считанные километры, под колёса автомобиля, за рулём которого Виктор, неожиданно попадает пожилая женщина. Визг тормозов, шок, ступор. Ночью она умирает в больнице. Светлое будущее попадает под вопрос - главе семьи предстоит суд.
Виктор сначала теряется, он взволнован и не знает, что предпринять. Эмоциональная Наталья, горячо любящая мужа, предлагает поднять всех знакомых и сделать всё, что возможно, чтобы избежать наказания - ведь жертва сама кинулась под машину, она переходила дорогу в неположенном месте! Её муж невиновен!
Но сам Виктор впадает в состояние фрустрации. Ему непонятно как следует поступить в данной ситуации. С одной стороны он будто бы невиновен и может избежать наказания. Но с другой стороны - а как ему дальше жить? Ведь погибла ни в чём не повинная женщина и это именно он её сбил.
Впервые в жизни Виктор задумался о себе - а хороший ли он человек? Он разыскивает родственников погибшей, смотрит им всем в глаза и не может подобрать слов. Кажется, он хочет понести наказание несмотря на то, что есть возможность увильнуть от него. Вот так резко обрывается лёгкая и беззаботная жизнь Виктора и Натальи.
Сюжет "Поворота" не отличается новизной, кинематограф может похвастаться великим множеством подобных фильмов. В основном все они выезжают на теме возмездия и наказания виновных. Но здесь нет "преступления и наказания", и наказание в принципе - совсем не главное. Финал остаётся открытым и каждый может интерпретировать его как хочет.
Герои и их поступки вызывают противоречивые чувства. Я и сама не могла понять, как именно нужно к ним относиться, так же как и Виктор не сразу смог понять себя. Я испытала целую гамму эмоций относительно него и его жены, от жалости до отвращения в некоторых случаях. Они такие настоящие!
Особенно мне запомнилась сцена, когда герои пришли в семью погибшей женщины, и сели с её родственниками за стол. В надежде на что? Что их пожалеют? Что их простят? Наверное, они и сами не понимали, чего они хотят. Подобная недосказанность сохраняет интригу до самого конца.
Так почему же фильм депрессивный? Ведь он великолепно снят, у него замечательный сценарий, которому не придраться и насыщенные особенной эстетикой кадры. На меня он произвёл гнетущее впечатление, тема, затронутая создателями, сложная и удручающая.
Как человеку жить с невыносимым чувством вины? Ведь конец этой истории в любом случае будет несчастливым. Даже если Виктор избежит наказания и его оправдают, сможет ли он стать счастливым и жить дальше с лёгкой душой?
2. Медовая неделя в октябре (1977)
Этот короткометражный фильм (всего двадцать минут) весьма насыщен событиями. Он рассказывает историю из жизни молодожёнов, которые решили провести свой медовый месяц в туристическом походе.
Наташа и Глеб молоды и полны жизни. С тяжёлыми рюкзаками на плечах они идут по полям и горам, наслаждаясь солнечными лучами. Закат застаёт их прямо в дороге, недалеко от посёлка, и они принимают решение найти ночлег у местных.
Пара просится переночевать у семьи простых деревенских жителей, и те гостеприимно приглашают их в свой дом. Сердобольная хозяйка дома накрывает на стол, а хозяин развлекает молодёжь беседой.
Но спустя пару часов становится очевидно, что между хозяевами дома и путешественниками лежит огромная пропасть. Молодые люди быстро собирают свои вещи и уходят в ночь.
Почему фильм депрессивный? Ведь закончился-то он по сути неплохо. Для меня нет ничего более депрессивного, чем жизнь с таким мужем, который достался хозяйке дома, неплохой, в общем-то женщине. Её отрешённый взгляд в конце, невесёлая мимика и понурые жесты - всё это не может не печалить человека, наделённого ярко выраженным чувством эмпатии.
Она понимает, что у неё уже ничего не изменится. Они с мужем уже никогда не будут такими молодыми и влюблёнными, как Наташа и Глеб. А может, они и не были никогда такими. Она жила всю свою жизнь с со своим мужем, родила ему ребёнка и думала, что так и надо жить, что это правильно.
Но посмотрев на молодожёнов, на их тёплое уважительное отношение друг к другу, она вдруг осознала, что можно жить и по-другому. Но ей это теперь недоступно. Ей предстоит прожить унылую и безрадостную жизнь со своим бесчувственным мужем.
3. Сталкер (1979)
Долго я подбиралась к этому фильму. Лет 15 назад увлекалась бульварной литературой из серии "Про сталкера", но все эти книги были достаточно однообразными и быстро мне наскучили. Потом решила посмотреть фильм Тарковского, но не потянула - слишком сложно, слишком депрессивно и слишком непонятно.
Но прошли годы. Я решила, что час его пробил, и настроение у меня было соответствующее. Я включила и начала смотреть. Меня буквально унесло. Пересказывать сюжет нет смысла, он всем давно известен. А те, кто не смотрел так же как и я - попробуйте, вдруг не пожалеете!
Особенно интересно мне было узнать как в 1979-ом году смогли изобразить Зону. Интриговал сам Сталкер, его образ. Хотелось ещё раз послушать (в сознательном возрасте) монолог жены Сталкера чтобы посмотреть на всё это под другим углом зрения. И я не была разочарована.
Во-первых, меня поразил визуальный ряд. Вот прямо до мурашек! Какие невероятные кадры с самого начала. Неуютное, убогое жилище семьи Сталкера. Кафе, где он встречает своих попутчиков, с обшарпанными стенами и потрескавшимся полом. Поезд, который неожиданно возникает из туманной бездны и издаёт громкий гудок. Железная дорога, окружённая серыми бетонными стенами и столбами.
Особенно мне понравилось то как обыграна жизнь в Зоне и вне её - сначала кадры обесцвеченные, монохромные, но зато когда герои попадают на территорию Зоны - мир расцветает всеми оттенками красок. Как будто только в зоне Сталкер по-настоящему живёт.
Удивительно, как можно изобразить выдуманный мир таким малым набором средств. Ведь в 1979-ом не было 3d графики, которая позволяет воплотить самые изощрённые фантазии режиссёра. Ну, и слава Богу, как говорится! Фильм от этого не обеднел, как раз наоборот. Гнетущее, тревожное ощущение увеличивается по мере продвижения героев по Зоне. Этот мир пугающий, тихий, опасный.
Дождевая вода, заливающая всё вокруг. Человек, лежащий среди грязного озера на клочке земли (мой любимый кадр!). Пузыри, поднимающиеся со дна реки и вновь исчезающие в глубине тёмной бездны. Грязные, унылые бараки, полные таинственных, неизведанных существ. Существ ли? Незабываемые, зрелищные кадры.
В прошлой статье меня обвинили в том, что я люблю "красивое":
Но "некрасивое" я люблю ещё больше, и мрачные кадры из "Сталкера" просто бальзам для моих глаз.
Самого Сталкера я представляла себе по-другому, неким высшим существом, отстранённым и недосягаемым. Здесь же он совершенно другой, какой-то жалкий и затравленный. Я была слегка разочарована поначалу, но в конце стало понятно, почему он такой - это задумка такая, всё здесь правильно и логично.
На меня фильм произвёл неизгладимое впечатление, буду его пересматривать однозначно. И если вам хочется окунуться в атмосферу настоящей безнадёги - "Сталкер" - это лучший выбор.
4. Собачий пир (1990)
Этот фильм мне порекомендовал кто-то из подписчиков в комментариях к одной из статей про депрессивные советские фильмы. И это действительно яркий представитель данной когорты, даже лидирующий, я бы сказала. Депрессняк зашкаливает!
Жанна - уборщица привокзального туалета. Она одинока и не прочь выпить (мягко говоря). Вся её жизнь - это череда однообразных скучных дней. Жанна отчаянно мечтает встретить мужчину, с которым она могла бы начать всё сначала и покончить со своим убогим настоящим.
Однажды такой мужчина ей встречается - она примечает Аркадия, в одиночестве сидящего на вокзале. Оказывается, Аркадий - недавно "откинувшийся" заключённый. Недолго думая, женщина приглашает его к себе домой, но там выясняется, что её новый знакомый не пьёт. Это не останавливает Жанну, и она показывает ему себя во всей красе, напиваясь прямо при нём и впадая в пьяную истерику.
На этом я закончила смотреть этот фильм, он оказался "слишком" даже для меня. Неприятно смотреть на убогий быт нестарой ещё алкоголички, неприятно смотреть на самих героев, слишком уж они отталкивающие.
Но мне стало интересно, зачем всё это мне показали, и я решила добить себя окончательно. Я прочитала в Википедии краткое содержание "Собачьего пира", и возрадовалась, что не стала его досматривать. Приключения двух алкоголиков и их разборки между собой - это не то, на что мне бы хотелось потратить своё время.
Да, многие зрители пишут о том, что в фильме заложена глубокая идея и есть своя особенная философия. Я этого не отрицаю, возможно, я захочу пересмотреть его однажды и поменяю своё мнение. Но пока что первых его минут мне достаточно.
Есть те, кто досмотрел "Собачий пир" до конца? Как вам это удалось и ради чего? Напишите в комментариях, пожалуйста! Интересно ваше мнение.
P.S. Когда я называю фильм "депрессивным", то это касается только настроения, которое он вызывает по ходу просмотра, и никак не означает, что он "плохой" и что я унижаю советское кино. Лично мне такие фильмы нравятся больше всех остальных, надеюсь на ваше понимание.
Для тех, кому этого мало:
Делитесь вашими любимыми депрессивными советскими фильмами в комментариях! Буду смотреть и описывать!