Велики чудеса Твои, Господи! Преподобный Иоанн является одним из самых великих столпов святости не только в православии, но и за пределами ее. Исходя из его жития, мы видим, как началась разгораться его святость с юности. Один из самых ярких моментов его жизни об этом ясно говорит, когда авва Мартирий пришел с Иоанном к авве Анастасию великому, который узрел в нем святого мужа, будущего игумена Синайской горы.
При жизни прп. Иоанн совершал много чудес. Он был удостоен славы Господней за свои труды, которые видел только Господь. Большое впечатление производит и то, что его великие труды: постоянное пребывание в молитве, память о смертном часе были на первом месте. Он не знал праздности. Его дух «горел» как огонь не усыпающий. Видя его святость, много раз его просили изложить деятельное и созерцательное руководство ко спасению и наставлению для всей братии монастыря. После долгих отказов от просьб он наконец дал свое согласие и приступил к написанию этого труда. Свидетелем сего был Раифский игумен Иоанн. Составим краткий конспект первой главы. «Об отречении жития мирского».
В первых строках ступени прп. Иоанн обращается ко всем людям как бы с укором, независимо от статуса или места нахождения, даже памятуя царей или рабов, что мы все удостоились крещения от Господа, но обеты, данные при крещении не сохранили. Он ясно говорит- истинные рабы его это те, которые исполняют волю Господа. И, далее говорит – непотребные рабы это те, которые хоть и удостоились приняли крещение, но уклонились от исполнения воли Создателя. Этих рабов он называет еретиками, которые забыли повеление Господне, и уклонились в «другое». Это и есть настоящие противники Бога. Григорий Великий говорит по этому поводу так: «Никто не может одержать верх в духовной битве, если прежде не поборол в себе врага…». В последующих своих рассуждениях прп. Иоанн начинает «разворачивать» свои рассуждения, делая акцент на исправление «противных Божьим заветам и Божественной благодати».
Начинает он словами: «всех одаренных свободной волей Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все пользуются излиянием света, сиянием солнца, переменами воздуха; несть бо лицеприятия у Бога (Рим. 2, 11)». В последующих рассуждениях идет раскрытие этих строк. Иоанн ясно показывает кто является законопреступником и, кто старается делать добро. При этом понимание добра в тексте используется в контексте веры во Святую Троицу нераздельную и подражанию Христу. Далее Иоанн затрагивает ненависть к миру. По его мнению, это является препятствием к достижению высших благ. Он говорит об этом об это так: «Отрекшийся от мира из страха подобен фимиаму, который сперва благоухает, а после оканчивается дымом». В последующих рассуждениях Иоанн показывает путь спасения для разных слоев и статусов: например, для женатых, которые носят бремя семейных попечений он советует делать все доброе, никого не укорять, никому не лгать, не возноситься, не иметь ненависти, не оставлять церковных собраний, иметь милосердие, не соблазняться чужим.
Прп. Иоанн был монахом, которых обладал «талантами» и преумножал их по завету Господа. Данный труд является ценнейшим руководством и путеводителем по жизни. В заключении этой степени Иоанн говорит, чтобы непрестанно прилагали свои усилия и не прекращали совершенствоваться в достижении вечных благ: «никто из верных не должен слушать враждебных бесов, когда они внушают нам, чтобы не изнуряли своего тела, чтобы не напали болезнь и немощи». По этому поводу Иоанн Кассиан говорит: освободиться от рабства плоти и победить страсть можно только через сосредоточение своего взгляда на духовном».
Теперь сам прп. Иоанн наслаждается Небесными благами находясь в Небесном Иерусалиме, окончив свой земной путь на 95 году.
Вывод состоит в следующим:
1. Необходимо понимать, что Господь дает нам возможность и время участвовать в жизни Церкви и Тайнствах.
2. Единственная цель нашего существования есть Богообщение.
3. Непрестанная борьба со страстями, которая приводит к болезням и изнурению нашего тела и души не должны нас ослаблять.
4. Пост и молитвенные правила-руководители к Небесному Иерусалиму.
5. Мы должны помнить, что плоть повинуется велению сердца, а ни наоборот.
Литература:
1. «Лествица возводящая на Небо». Москва 2007 год.