1919. Март, 30
Священник села Алтат Назаровского района Красноярского края Александр Поливанов убит в 4-х верстах от села.
[Красноярский мартиролог; А.П. Шекшеев. Енисейское крестьянство в эпоху 0социальных потрясений: между верой и безверием]
1925. Март, 30
По приказу В. Менжинского, Г. Бокия и Я. Петерса во внесудебном порядке
расстрелян во внутренней тюрьме на Лубянке поэт Алексей Алексеевич Ганин (1893–1925), автор «Манифеста русских националистов».
«Ясный дух народа предательски ослеплен. Святыни его растоптаны, богатства его разграблены. [...]
В лице господствующей в России РКП мы имеем не столько политическую партию, сколько воинствующую секту изуверов-человеконенавистников, напоминающую если не по форме своих ритуалов, то по сути своей этики и губительной деятельности средневековые секты сатанистов и дьяволопоклонников… По приказу этих сектантов-комиссаров оголтелые, вооруженные с ног до головы, воодушевляемые еврейскими выродками банды латышей беспощадно терроризировали беззащитное население.
Достаточно вспомнить тот ужасный разгром городов, промышленных предприятий, образцовых хозяйств и усадеб, бесконечно и ежедневно происходившие реквизиции, бесчисленные налоги, когда облагалось, да и облагается и до сих пор все, кроме солнечного света и воздуха, чтобы понять: это только безответственный грабеж и подстрекательство народа на самоубийство.
Наконец, реквизиции церковных православных ценностей, производившиеся под предлогом спасения голодающих. Но где это спасение? Разве не вымерли голодной смертью целые села, разве не опустели целые волости и уезды цветущего Поволжья? Кто не помнит того ужаса и отчаяния, когда люди голодающих районов, всякими чекистскими бандами и заградилками (только подумать!) доведенные до крайности, в нашем двадцатом веке, в христианской стране, дошли до людоедства, до пожирания собственных детей, до пожирания трупов своих соседей и ближних! Только будущая история и наука оценят во всей полноте всю изуверскую деятельность этой «спасительницы народов» — РКП.
Для нас теперь нет никакого сомнения, что та злая воля, которая положена в основу современного советского строя, заинтересована в гибели не только России, как одной из нынешних христианских держав, но всего христианского мира. Создав экономические и государственно-политические правовые теории на ложном принципе классовых противоречий, они тем самым вызвали в каждом государстве, провоцируя богатых и бедных, внутреннюю нетерпимость, разжигая их до острой ненависти, до братоубийственной бойни.[...]
Вся Россия во всех слоях, как бы просыпаясь от тяжкого сна, вспоминает минувшее время как золотой, безвозвратно ушедший век. Потому что всюду голод, разруха и дикий разгул, издевательство над жизнью народа, над его духовно-историческими святынями. Поистине, над Россией творится какая-то черная месса для идолопоклонников».
Алексея Ганина, бывшего жениха Зинаиды Райх и друга Есенина, арестовали в Москве 2 ноября 1924 года. Было сфальсифицировано «дело» под названием «Орден русских фашистов». По «делу» проходило 13 человек.
По окончании следствия секретарь Президиума ВЦИК СССР А.С. Енукидзе 27 марта 1925 года писал: «…Находя, что в силу некоторых обстоятельств передать дело для гласного разбирательства в суд невозможно — полагал бы: «Войти с ходатайством в Президиум ВЦИК СССР о вынесении по делу Ганина А.А. внесудебного приговора».
В силу каких же обстоятельств нельзя было устроить обычный открытый суд? Сохранились сведения, что двое из проходивших по «делу Ганина», находясь под следствием, сошли с ума. Да и сам Алексей Ганин к концу следствия был в таком состоянии, что пришлось в отношении него провести судебно-психиатрическую экспертизу, признавшую его невменяемым, а значит, не отвечающим в уголовном порядке за свои действия.
Это не помешало, однако, грубо нарушив закон, расстрелять Алексея Ганина 30 марта 1925 года как главу «ордена». Вместе с ним были расстреляны поэты Николай и Петр Чекрыгины, 22 и 23 лет, поэт и художник Виктор Дворяшин, 27 лет, и поэт Владимир Галанов, 29 лет. Тела их захоронили в центре Москвы на территории Яузской больницы, подведомственной ОГПУ. Глубоковского и Александровича-Потеряхина приговорили к 10 годам Соловков. Судьба остальных неизвестна...
Дело по обвинению Алексея Ганина прекращено 6 октября 1966 года за отсутствием состава преступления. Ганин реабилитирован посмертно.
Шумя протечет по порогам
Последним потоком слеза,
Корнями врастут мои ноги,
Покроются мхами глаза.
Не вспенится звездное эхо
Над мертвою зыбью пустынь,
И вечно без песен и смеха
Я буду один и один.
— писал в 1917 году Алексей Алексеевич Ганин.
Источники и литература:
- "Главарь Ордена русских фашистов" Алексей Ганин на Соловках. Поэзия Соловецкого Архипелага. СоловкиЭнциклопедия.
- Коняев Н. М. Русский хронограф. От Николая II до И. В. Сталина. 1894–1953 / Н. М. Коняев — «Центрполиграф», 2014.
1937. Март, 28
Арестован бывший нарком внутренних дел СССР, генеральный комиссар государственной безопасности Генрих Григорьевич Ягода.
Первоначально Ягоду обвинили в совершении «антигосударственных и уголовных преступлений», затем также в «связях с Троцким, Бухариным и Рыковым, организации троцкистско-фашистского заговора в НКВД, подготовке покушения на Сталина и Ежова, подготовке государственного переворота и интервенции». Против Ягоды выступили его главные сподвижники Я. С. Агранов, Л. М. Заковский, С. Г. Фирин, С. Ф. Реденс, Ф. И. Эйхманс, З. Б. Кацнельсон, И. М. Леплевский и другие.
Приговор был вынесен судом 13 марта 1938 года — все подсудимые были названы виновными, 18 из них были приговорены к расстрелу. Расстрелян 15 марта 1938 года на спецобъекте «Коммунарка». Следователь Н. М. Лернер сообщал, что, по словам М. И. Литвина, Ягоду заставили наблюдать за расстрелом остальных осуждённых и казнили последним.
В апреле 2015 года Верховный суд России признал Генриха Ягоду не подлежащим реабилитации, сославшись на федеральный закон о реабилитации от 1991 года.
1937. Март, 29
Политбюро постановляет «предложить Наркомату Обороны уволить из рядов РККА всех лиц командно-начальствующего состава, исключенных из ВКП(б) по политическим мотивам».
[«30 октября» (2007. № 74. С. 1, 3–7).]
1938. Март, 28
Директива НКВД СССР. Заключенным, отбывавшим наказание в лагерях, соблюдающим режим, выполняющим нормы выработки и не имеющим взысканий, разрешено получать две посылки в месяц, отправлять два письма и иметь на руках до 25 рублей в месяц.
[Коняев Н. М. Русский хронограф. От Николая II до И. В. Сталина. 1894–1953 / Н. М. Коняев — «Центрполиграф», 2014.]
1938. Март, 28
Арестован Гооге Петр Андреевич (1897–1938), разнорабочий.
Родился в деревне Синеозерное Херсонской губернии, по национальности — немец. К 1930 году семья жила в селе Мирное Слвгородского района Алтайского края. Работал в артели «Новая жизнь» Первомайской поселковой комендатуры. В 1931 году он был выслан как трудпоселенец из Славгородского округа в Нарымский край. Поселили сначало в селе Новоселово. Начали строить небольшую избушку. Затем переселили в другой поселок, недалеко от Ново-Кропоткино Колпашевского района. Выкопали землянку.
28 марта 1938 был арестован, обвинен в участии в «контрреволюционной немецко-фашистской организации», по ст. 58-2,11 УК РСФСР. Содержался в Колпашевской тюрьме. 23 октября тройкой УНКВД по Новосибирской области приговорен к ВМН. Рассрелян 27 октября 1938 года в Колпашево.
Дело пересмотрено в июне 1958 года Военным трибуналом СибВО Новосибирска, приговор отменен и дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Семья ничего не знала о судьбе мужа и отца. Было сообщено, что он осужден на 10 лет без права переписки, а в 1956 году было выдано свидетельство о его смерти в заключении, в 1943 году, «от уремии». И только в марте 1990 года было получено новое свидетельство о смерти, где в графе «причина серти» было указано — «расстрел».
Из воспоминаний дочери Елены Петровны, записано в 1990 году:
«Весной, 28 марта, забрали его. Он был на ферме, возился с лошадьми. Я была в школе. Мне сосед сказал, что отца забрали, милиция была и забрали. Я бегом домой, а его уже нет. К вечеру его привели. Он зашел в дом, то ли что-то взял, то ли нет... И мы пошли его провожать. Ревем. До конторы. Мать провожала до Колпашево. Потом горевали — вот нету, вот нету... В июне-июле она умерла, летом в этом же году и Лиза умерла»...
[Архив музея; Книга памяти Томской обл. «Боль людская» Т-1. С.341.]
1938. Март, 28–29
◼ Расстрелян Фомин Петр Иванович (1898–1938), студент 5-го курса ТИИ.
Уроженец Пензенской губернии, русский, член ВКП(б). В 1936 году учился на выпускном курсе Томского индустриального института.
14 марта 1936 года был арестован и обвинен в участии в контрреволюционной троцкистской организации. В августе 1936 был приговорен к 5 годам заключения в ИТЛ. Отбывал в Магаданской области.
13 марта 1938 года тройкой при УНКВД по Дальстрою приговорен по ст.58 к ВМН. Расстрелян 28 марта 1938. Реабилитирован по 1-му обвинению в 1960, по 2-му — в июне 1968.
[БД «Жертвы политического террора в СССР»; Книга памяти Томской области; Книга памяти Магаданской области]
◼ Расстрелян Абуладзе Артем Алексеевич (1898–1938), часовщик.
Грузин, родился в селе Сакулье Кутаисской губернии. Малограмотный, из кустарей. В 1934 году был лишен избирательных прав и сослан в Парабельский район. В 1937 проживал в Ачинске, работал часовщиком. Арестован 20 ноября 1937. Обвинен в контрреволюционной деятельности. 22 марта 1938 приговорен «тройкой» УНКВД Красноярского края к ВМН. Расстрелян 29 марта 1938 в Ачинске. Реабилитирован в июне 1989.
[БД «Жертвы политического террора в СССР»; АРУ ФСБ России по Красноярскому краю д. П-18044; Архив г. Ачинска. Ф.310 оп. 1-С. дело 958; Список лишенных избирательных прав в Ачинском, Большеулуйском, Козульском районе]
◼ Расстрелян Путинцев Василий Васильевич (1870–1938), конюх.
Уроженец Минусинского округа Енисейской губернии. Русский, малограмотный. В 1931 году был лишен политических прав, раскулачен, сослан в Ново-Кусковскую комендатуру с семьей — жена Акулина Филипповна, сын Гавриил с его женой и детьми. В 1933 — из ссылки бежал, устроился на лесоперевалочную базу, сторожем.
В июле 1937 вновь арестован, однако дело было прекращено в октябре 1938.
Проживал на станции Копьево Красноярской железной дороги, работал конюхом на лесоперевалочной базе. В третий раз был арестован 11 февраля 1938 года, обвинен по групповому делу Путинцева Пантелея Петровича, по которому проходило 11 человек, по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР.
Приговорен 15 марта тройкой УНКВД Красноярского Края к ВМН. Расстрелян 29 марта 1938 в Ачинске. Реабилитирован в ноябре 1959 облсудом Хакасской АО КК (П-11405) и в ноябре 1999 прокуратурой ХАО по первому делу.
[Архив ИЦ ГУ МВД по Красноярскому краю, П-11405; Книга памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Том 4]
1940. Март, 28
В Краслаге в Красноярском крае скончался протоиерей Вознесенского собора Бердянска Михаил Константинович Богословский (1883–1940).
Уроженец Тамбовской губернии. После окончания Академии был послан преподавать в Таврическую Духовную Семинарию и преподавал вплоть до ее закрытия 4 июля 1921 года. Служил в Вознесенском соборе Бердянска Таврической губернии.
Как правило, о. Михаил говорил о тех опасностях, которые проистекали от
раскольников и обновленцев. За духовным советом люди ходили только к
о. Михаилу. Его мнение ценилось очень высоко, и к нему прислушивались все
небезразличные к духовной жизни как священники, так и миряне. Внутренне
собранный, аскетичный, строгий к себе и милостивый ко всем приходящим, он внушал доверие и любовь.
В начале 1920-х годов о. Михаил нередко принимал участие в популярных в то время диспутах на религиозные темы, которые, благодаря его философской и богословской эрудиции, а также проповедническому дару, неоднократно заканчивались посрамлением малограмотных агитаторов. Это помогало простым людям правильно разобраться в сложной церковной ситуации тех лет.
О. Михаил был впервые арестован в 1924 году за антиобновленческие проповеди, «которые говорил с большим подъемом, мешая властям реализовывать свои антицерковные планы. Но гонители под давлением православных, не найдя достаточных обвинений отпустили пастыря».
Продолжал свое служение в Бердянске. К 1937 году осталась в городе только одна церковь — Покровская. Власти планировали закрыть и этот храм. Православные священники, желая отстоять последний храм приглашали верующих на приходское собрание, на второй день Рождества.
8 января 1937 после Божественной Литургии открылось приходское собрание, на котором оказалось, по свидетельству очевидцев, до четырех тысяч человек — неслыханно много для испуганных людей маленького города в 1937 году.
О. Михаил Богословский и другие священники были искренне рады, что смогли
отстоять храм и, объединив, воодушевить столько людей на доброе дело. Но
радость их была преждевременной.
В 1937 году Михаил Константинович Богословский был арестован. Вначале о. Михаила обвинили в том, что он как пособник империализма кому-то поручил отравить колодцы в городе в день выборов «и выдавал им яд». Другой священник, оказавшийся на допросах вместе с о. Михаилом вспоминал о перенесенных экзекуциях: «Сперва отборная, пересыпанная матерщиной ругня, затем толчки, удары до грыжи, а затем бессонная стойка днем и ночью в течении нескольких суток»... О. Михаилу, желая поглумиться над ним, выбрили на голове крест. Во время допросов о. Михаил сосредоточенно молился, осеняя себя крестным знамением. О. Михаил, как только пришел в себя после побоев, написал жалобу на следствие, но все аргументы в свою защиту священник надеялся сказать на суде.
Но суд так и не состоялся. В течении полутора лет дело священника пересылалось из одной инстанции в другую. Виновным себя не признал.
29 октября 1939 Михаил Константинович Богословский был обвинен в «антисоветской контрреволюционной деятельности и антисоветской и антиколхозной агитации» и осужден по ст. 58-10,58-11 УК РСФСР к 5 годам ИТЛ.
28 марта 1940 года о. Михаил умер в Краслаге — Красноярском ИТЛ в городе Канске.
[БД «Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века»]
1953. Март, 27
Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов подписал Указ об амнистии.
Отменены все приговоры со сроком наказания меньше пяти лет тюрьмы. Из 2.526.402 заключенных было освобождены 1.181.264 человека. Амнистия, которая получила название «бериевской», не коснулась обладателей политических статей, но зато под нее подпали многие уголовники, осужденные за тяжкие преступления. Как полагают некоторые историки, амнистия была инициирована Л.П. Берией, чтобы дестабилизировать обстановку в стране и ввести военное положение.
[Газета «Правда». Издание ЦК КПСС. 1953. 28 марта; Коняев Н. М. Русский хронограф. От Николая II до И. В. Сталина. 1894–1953 / Н. М. Коняев — «Центрполиграф», 2014.]
1953. 28 марта – 4 апреля
28 марта. Состоялась вторая беседа Лаврентия Павловича Берии с подследственным Михаилом Дмитриевичем Рюминым. Беседа продолжалась 25 минут. «Больше я вас и вы меня не увидим, — сказал Рюмину на прощание Л.П. Берия. — Мы вас ликвидируем».
31 марта. Берия утвердил постановление о прекращении уголовного преследования всех проходивших по «делу врачей» подследственных.
1 апреля. Л.П. Берия проинформировал Маленкова о прекращении «дела врачей», возложив ответственность за инспирирование и фальсификацию «дела» на М.Д. Рюмина, а также обвинив бывшего министра госбезопасности С.Д. Игнатьева в том, что тот «не обеспечил должного контроля за следствием, шел на поводу у Рюмина…». Расстрелян 22 июля 1954, не реабилитирован.
4 апреля. По приказу Л.П. Берии спешно прекращено «дело врачей». Ночью всех арестованных по «делу врачей» погрузили в машины и развезли по своим квартирам. Сообщение об освобождении врачей также было сделано от Министерства внутренних дел. Было официально объявлено, что признания обвиняемых были получены при помощи «недопустимых методов следствия».
Президиум Верховного Совета СССР постановил «отменить Указ от 20 января 1953 года о награждении орденом Ленина врача Тимашук Л.Ф., как неправильный, в связи с выявившимися в настоящее время действительными обстоятельствами». Через год, «за долгую и безупречную службу», Тимашук будет награждена орденом Трудового Красного Знамени.
- Сообщение МВД СССР от 04.04.1953 по делу врачей-вредителей. Опубл.: 4 апреля 1953. Источник: газета «Правда»;
- Н.В. Никитин, К.Ю. Мухин. Дело врачей: начало и конец. Cyberleninka.ru;
- Дело «врачей — вредителей» своими глазами. Бессмертный барак.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.
Из хроники репрессий: 28–30 марта
Музей «Следственная тюрьма НКВД»
#репрессии #репрессиивтомске #репрессиивсибири #томск #нквд #репрессивнаямашина #томскиймартиролог #красноярскиймартиролог