Рассуждая об эффективных типах проповеди, нам следует понимать, что многое зависит от личности проповедника, его духовного уровня, помазания и откровения Слова Божьего. Никакие технические средства гомилетики, экзегетики и следование инструкциям не помогут служителю, если у него нет силы свыше.
Сперджен писал: «Необходимо иметь способности к наставлению других и в какой-то степени иные качества, необходимые для всякого общественного оратора».
Невозможно говорить об эффективной проповеди, когда в ней нет живого Слова Божьего, когда вместо мудрости и откровений из Священного Писания слушателям приходится довольствоваться банальными рассуждениями, в которых нет жизни, энергии и силы, способной менять сердца людей. Когда проповедь вдохновлена Богом, когда в ней есть Его Слово, она способна оказывать положительное влияние на слушателей. Если же она произносится исключительно от ума, и там нет места Духу Божьему, результат будет не таким, каким он должен быть.
Однако данные моменты не дают нам оснований отказаться от рассматривания вопроса об эффективных типах проповеди. Если какая-то стратегия оказывается более выигрышной, ее необходимо брать на вооружение и использовать в служении слова. Пастору и проповеднику нужно знать, какие типы проповеди считаются более эффективными. В данной статье мы уделим внимание экзегетической проповеди. По словам Бэтсона, она отличается своей возможностью раскрывать богатства Слова Божьего.
Такая проповедь основана на толковании Священного Писания. Она позволяет представить Слово Божье неповрежденным. В основе проповеди данного типа лежит именно текст Писания, а не размышления священнослужителя, которые он пытается подтвердить словами из Библии. Есть мнение, что истины, изложенные с помощью экзегетической проповеди, лучше запоминаются. Такое слово оказывает позитивное влияние на слушающих.
Эффективность проповеди
Какую проповедь мы можем назвать эффективной? Ту, во время произнесения которой оратор смог увлечь слушателей? Слово, которое побудило людей к действиям? И да, и нет.
Мы не можем рассматривать эффективность проповеди только в контексте ее воздействия на людей. Важно, чтобы проповедь не противоречила Слову Божьему. Например, во время произнесения тематической проповеди служитель сталкивается с искушением выдать свои идеи за божественные истины. Проповедник отталкивается от своих мыслей, которые подтверждает Библией. В каких-то случаях его тезисы не противоречат Писанию, в других – такое расхождение может иметь место.
Текстовая проповедь основывается на тексте Священного Писания. Проповедник берет конкретный текст – это может быть один или несколько стихов, отрывок, притча – и объясняет его. Однако в этом объяснении отсутствует экзегетическое толкование. Зачастую такие проповеди превращаются в поверхностный комментарий. К тому же некоторые проповедники стремятся привнести в текст Писания свой собственный смысл, а не извлечь тот смысл, который вкладывал библейский автор.
Экзегетическая проповедь не содержит тех недостатков, которые присущи двум другим основным видам проповеди. Здесь проповедник отталкивается от текста Священного Писания, а не от своих собственных тезисов. Здесь дается толкование используемого отрывка. Но, в отличие от проповеди текстовой, в экзегетической проповеди сохраняется тематическая целостность. Она не выглядит размытой и очень хорошо усваивается слушателями. Безусловно, многое зависит от проповедника, который готовится к проповеди. Выбор библейского текста, тема, название, построение материала проповеди, вступление, заключение – все это имеет огромное значение. Однако, вне всякого сомнения, хорошо подготовленная экзегетическая проповедь будет весьма эффективной.
Элвелл пишет: «Задача проповедника — лично свидетельствовать о Божьем откровении, толковать и объяснять его применительно к нуждам людей».
Для выполнения данной задачи очень хорошо подходит экзегетическая проповедь.
Бэтсон выделяет в ней 5 основных элементов, среди которых:
- детальное истолкование;
- применение;
- основные моменты, составленные на основании одного места Писания;
- наличие как минимум трех идущих друг за другом стихов;
- наличие основной идеи, вокруг которой построена проповедь.
Бэтсон пишет: «Детальное истолкование раскрывает значение места Писания, объясняя основные слова и фразы. Эти слова чрезвычайно важны для понимания того, что имел в виду библейский автор».
Это очень важный момент. Проповеднику не нужно давать истолкование всех слов внутри используемого отрывка. Иначе это займет много времени и вызовет у слушателей скуку.
Применение – другой важный элемент экзегетической проповеди. Положительным моментом является то, что в данном случае проповедник отталкивается от толкования Писания. Применение текста без экзегетического толкования приводит к нелепым казусам. В результате появляются странные проповеди, в которых, например, «система 12» называется «видением Христа», а люди, перешедшие через Иордан – теми, кто посещают домашние группы и т. п. Конечно, вопрос участия прихожан в делах церкви важен. Однако пасторам и проповедникам нужно использовать честные методы для побуждения людям к таким действиям.
Следующим элементом экзегетической проповеди является тот факт, что основные моменты проповеди, основываются на одном месте Писания. Можно сказать, что в основе такой проповеди лежит слово откровения. Потому она обязательно коснется сердец слушателей.
Чтобы оградить себя от опасности использовать библейский стих вне его контекста, Бэтсон рекомендует брать отрывок, состоящий как минимум из 3 стихов. С данным правилом можно поспорить. Например, Псалом 116 состоит из 2 стихов, а некоторые притчи содержат четкую мысль, заключенную в рамках одного стиха, понимание которой не требует рассмотрение соседних стихов Писания. Однако разумное зерно в рекомендации построения проповеди минимум на 3 стихах все же есть, хотя из данного правила бывает немало исключений.
Что касается наличия основной идеи, вокруг которой построена проповедь, данный элемент способствует лучшему донесению слова. Ведь существует большая разница между тем, чтобы получить откровение Слова и донести его до слушающих.
Сперджен хорошо сказал по этому поводу следующее: «Лучше запомнить одну мысль, чем пропустить мимо ушей пятнадцать. Один крепкий, хорошо вколоченный в стену, гвоздь держит лучше дюжины легко воткнутых гвоздиков, которые легко можно вытащить».
Экзегетическая проповедь хорошо подходит для «вбития одного гвоздя».
Типы экзегетической проповеди
Экзегетическая проповедь может быть разных типов. Бэтсон выделяет здесь: проповеди на основании библейских повествований, проповеди на основании жизненных ситуаций, проповеди на основании библейских принципов, проповеди на основании ключевых стихов и притч. Кратко рассмотрим каждый из них.
При подготовке проповеди на основании библейского повествования нужно иметь правильное понимание исторического контекста, знать особенности жанров библейских книг и уметь применять принципы толкования. Проповеднику нужно обращаться к дополнительной литературе, чтобы в своей проповеди не исказить смысл того, что хотел передать библейский автор.
Бэтсон справедливо заметил: «Никакой тип проповеди так не искажался толкователями, как повествовательный. Они часто вкладывали собственный смысл в повествование, хотя библейский автор подразумевал нечто иное».
Крайне важно использовать буквальный, а не аллегорический подход при толковании повествований. Смысл толкования таких текстов не должен противоречить смыслу всей Библии.
Очень эффективны проповеди, которые построены на основании жизненных ситуаций. Это помогает людям получить утешение, подкрепление для себя, обрести веру и надежду. Когда мы показываем проблемы, через которые проходили Авраам, Моисей, Давид и другие герои, люди начинают смотреть на свои ситуации по-другому. Очень хорошо связан с жизнью отрывок из Мф. 6:25-34, где Иисус предостерегает нас от лишних забот и переживаний. С одной стороны, любая проповедь должна быть связана с жизнью, с другой – в некоторых проповедях эта связь прослеживается в большей степени.
Проведи, построенные на библейских принципах, основаны на истинах, которые проповедник выводит на основании Священного Писания. Очень важно, чтобы эти принципы не входили в противоречие с христианским учением. Например, принцип, согласно которому христианину нужно постоянно освобождаться от различных проклятий, не является библейским. Это ересь, которую сегодня распространяют некоторые лжеучителя. Нам нужно провозглашать правильные принципы. Это может быть принцип воздаяния за посев, принцип любви к ближнему и многое другое. В такой проповеди важно показать, как тот или иной библейский принцип реализуется на практике.
Проповеди, построенные на притче, нуждаются в применении особого подхода к толкованию. Нужно учитывать историю и культуру той эпохи, во время которой рассматриваемая вами притча была произнесена или записана. Нужно определить основную истину, которая показана в притче, и не заниматься исследованием второстепенных деталей.
Также важно донести эту основную истину притчи до современных слушателей. Например, главная мысль притчи о сеятеле заключается в том, что разные люди по-разному относятся к Слову Божьему. Именно это и нужно донести людей, а увлекаться подробным описанием типов почв, сообщая слушателям сведения, интересные разве что профессиональным агрономам, не стоит. Нужно говорить о главном и важном.
Проповеди, которые основаны на ключевом стихе, имеют некоторые особенности. Здесь проповедник делает акцент на стихе, который имеет наибольшее значение. Во время произнесения такой проповеди не нужно давать подробное истолкование всех стихов. Они нужны для понимания контекста. Однако основной смысл доноситься на основании одного стиха. Например, используя во время проповеди место из Пр. 4:20-23, можно сделать акцент на стихе Пр. 4:23, где сказано: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». Этот стих будет здесь ключевым. Важно, чтобы проповедь, основанное на ключевом стихе, содержала в себе правильное толкование и была хорошо подготовлена.
Говоря об эффективных типах проповедях, нельзя забывать о структуре и содержании таких проповедей. Если проповедник хорошо подготовился, если в сделанном им толковании нет противоречия со Словом Божьим, если грамотно подготовлены вступительная, основная и заключительная части проповеди, шансы произнести достойную проповедь заметно повышаются.Многое зависит и от практических навыков проповедника: его духовной одаренности, умения держаться за кафедрой, тона речи и других средств.
Даже самая эффективная (с точки зрения жанра и типа) проповедь может оказаться неэффективной, если произносится человеком, чей проповеднический уровень оставляет желать лучшего. С другой стороны, наличие одаренности не отменяет необходимости хорошо готовиться к проповеди. Проповеднику нужно делать все возможное, чтобы доносить Слово Божье до людей. Именно такие проповеди будут эффективными.
Важно, чтобы проповеди были актуальны для конкретного времени, помогали людям решать проблемы. Это не должны быть рассуждения на отвлеченные темы. Сперджен писал: «Мы же должны считать самым важным проповедовать не только истину, но и то из нее, что требуется для каждого отдельного случая. Мы должны сосредотачивать свое внимание на тех вещах, которые прежде всего отвечают нуждам наших слушателей и открывать путь благодати к их сердцам». Эффективная проповедь – это проповедь, через которую Дух Божий и Слово Божье касается сердец людей и преобразует их по средством благодати.
Заключение
В данном реферате мы рассмотрели понятие эффективная проповедь на примере рассмотрения различных типов экзегетической проповеди. Следует отметить, что эффективная проповедь – это достаточно субъективная категория. Эффективной может оказаться не только экзегетическая, но также тематическая или текстуальная проповедь –если там нет противоречия со Словом Божьим.
На мой взгляд, мы не можем заявлять о превосходстве экзегетической проповеди над другими разновидностями таковой. Здесь все зависит от силы, мастерства и духовного состояния проповедника. Однако сам подход экзегетической проповеди способствует тому, что при выборе данного вида проповедник имеет больше шансов донести до людей слово.
Но и здесь следует допустить некоторую оговорку. Например, для учения больше подойдет тематическая проповедь, а не экзегетическая. Если какой-либо пастор является больше учителем, нежели проповедником, то он может часто прибегать к тематической проповеди, а не к экзегетической. При этом такой служитель будет успешен, а паства – получать назидание из Слова Божьего.
Но все это не отменяет эффективности экзегетической проповеди. Главное – чтобы такой гомилетический подход не превращался в некую религию, которая навязывается другим. Считаю, что при изучении основ экзегетической проповеди и практике таковой нужно избегать излишней тенденциозности. Здесь важны принципы гомилетики и экзегетики. Однако наш подход к второстепенным деталям не должен превращаться в свод преданий, которые требуют обязательно исполнения. Нам не нужно вводить в ранг абсолюта то, что таковым не является.