Найти тему
Белинка. О книгах

«Жизнь ни во что»: факты и фейки об Аркадии Гайдаре (ч. 1)

Оглавление

Читайте в нашей занимательной подборке:

Что курил Гайдар? – Откуда взялись Мальчиш-Трубиш и Главная Буржуинка. – Сваты с того света: Аркадий Петрович да Павел Петрович. – Тимур и труп под партой. – Дядя Миша Лермонтов и тесть Стругацкий. – Так ли тяжелы были сны юного душегуба? – Симфония про Квакина с оркестром. – Вьетнам открывает Гайдара. – Как внук переплюнул дедушку на 11 томов. – Пораженный зверствами генсек. – Автор «Библиотекаря» адвокат Гайдара.

Куратор недавно открывшейся в Белинке книжной выставки «Жизнь ни во что. ПрОклятый писатель с уральской закалкой» Евгений Иванов к 120-летию Аркадия Гайдара собрал массу любопытных сведений о культовом авторе на заметку пионерам блогосферы.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ

Аркадий Петрович Голиков-Гайдар по материнской линии является дальним родственником Михаила Юрьевича Лермонтова, а именно внучатым племянником в четвертом поколении. Главный биограф писателя Борис Камов находит и кармическое родство этих двух литераторов: «Оба рано начали сочинять. Оба стали офицерами. Оба служили на Кавказе. Оба погибли «с свинцом в груди». Лермонтов погиб в 1841 году. Голиков-Гайдар в 1941 году. Разница во времени – ровно сто лет».

Созвучно всё и по линии трагической нумерологии «проклятых поэтов»: если великий поэт входит в неформальный «Клуб 27», то Гайдар попал в еще более солидную компанию ушедших в 37 лет, наряду с Пушкиным, Белинским, Хлебниковым, Маяковским, Хармсом, Шпаликовым и др.

Потомки Гайдара плодотворно продолжили семейную традицию по развитию литературной генеалогии. Сын Тимур породнился с уральским сказочником Павлом Петровичем Бажовым, женившись на его дочери Ариадне. Вследствие чего знаменитые писатели оказались сватами, увы, заочно, уже на том свете, ни тот, ни другой до бракосочетания своих детей не дожили. Познакомились Гайдар с Бажовым много раньше в 1927 году в Свердловске, когда их чада были совсем еще малолетними, и никто тогда и помыслить не мог о грядущем союзе двух любящих сердец.

Внук Егор, родившийся в этом браке, по-своему тянулся к литературе и стал зятем известного писателя-фантаста Аркадия Стругацкого. Он же значительно превзошел дедушку по количеству написанного, его экономические и прочие труды уложились в 15-томник. Гайдаровское литературное наследие не превысило четырех томов Полного собрания сочинений.

Табличка с места первого захоронения писателя. Фото из книги Б. Камова "Партизанской тропой Гайдара".
Табличка с места первого захоронения писателя. Фото из книги Б. Камова "Партизанской тропой Гайдара".

«КАК ПОДДЕЛ ЕГО ЛОСЬ»: ОПЕРЫ, КАНТАТЫ, СИМФОНИИ

Герои книг Гайдара и он сам, как персонаж и олицетворение воинской доблести, неоднократно воплощались в музыкальных произведениях. Широко известными стали песни дуэта Пахмутова-Добронравов «Мальчиш-Кибальчиш» и «Гайдар шагает впереди», или песня Евгения Крылатова на слова Михаила Пляцковского:

Лихие тачанки гражданской войны
Врываются вихрем в мальчишечьи сны.
Стучат пулеметы в степной тишине,
И мчится Гайдар на горячем коне!
Припев:
— Гайдару салют! —
Это трубы трубят!
— Гайдару салют! —
Это клятва ребят.
Улыбка Гайдара
Светла, молода.
Для нас комиссаром
Он будет всегда.
Над травами коршун замри, не кружись!
Не верим, что пулей оборвана жизнь!
Гайдар к нам прискачет сквозь ветер и ночь,
В беде не оставит, сумеет помочь.
Пусть песня пробита осколком свинца —
Мы песню Гайдара споем до конца.
Звенеть ей над полем, над чистой водой,
Под знаменем вечным, под красной звездой!

Их с удовольствием и пионерским задором исполняли детские хоры, пели на смотрах строя и песни, разучивали на уроках музыки в школе.

Но сочинялись и большие, серьезные, даже симфонические вещи. Чаще всего авторов вдохновляла «Военная тайна».

А. Гайдар "Сказка о военной тайне" (1933)
А. Гайдар "Сказка о военной тайне" (1933)

Уральский композитор Клара Кацман оставила нам музыкальный монумент в редком жанре: это опера-балет (в 3 действиях и 9 картинах) «Мальчиш-Кибальчиш». Клавир в твердом переплете издан в 1976 году в издательстве «Советский композитор». В состав действующих лиц, кроме гонца, отца, старшего брата, Плохиша и всех остальных, знакомых по тексту, введены и новые персонажи, которые в сказке не значатся, например, Мальчиш Трубиш и Главная Буржуинка!

Под тем же названием создана и «Кантата для детского хора, хора басов, солистов и симфонического оркестра» питерским композитором Станиславом Важовым (опубликована в 1986-м). В ней 10 вокальных номеров, например, «Детская скоморошья», «Песня тревоги», «куплеты Плохиша», «Измена», «Допрос», «Честь Мальчишу!». Стоит отметить поэтическое качество либретто А. Крестинского. Кантата начинается такими стихами: «Золотое колесо // закатилось за лесок, за лесок // Как поддел его лось // так и выкатилось».

Первая симфония Татьяны Чудовой (опус 1982 года) имеет заглавие «Тимур и его команда». Она без слов, но в 4-х озаглавленных частях, титульное, а также «Мечты», «Мишка Квакин и компания», «Звезда». Предназначена для исполнения большим симфоническим оркестром, в партитуре 175 страниц.

-4

ТИМУР И ВЬЕТНАМСКАЯ ЗВЕЗДОЧКА

«Тимур и его команда» имеет несколько переложений на иностранные языки. Даже на такой экзотический – как иврит (осуществлен Д. Каролем в 1970 году). Последний по времени был сделан относительно недавно – в 2016-м. Теперь историю про тимуровцев на родном наречии могут читать вьетнамцы, по-прежнему свято чтущие идеалы социализма. Повесть под заголовком «Timur Và Đồng Đội» перевел Trần Cao Thụy – Чан Као Тхюи.

Вообще для русского уха некоторые адаптации названия звучат непривычно или даже вызывающе. В коллекции отдела литературы на иностранных языках Свердловской областной библиотеки им. Белинского хранится, к примеру, издание на чешском языке «Timur a jeho parta» (1963), или того краше – перевод на немецкий «Timur und sein Trupp» (Берлин-Москва, 1987).

Дважды повесть Гайдара выходила по-венгерски: «Timur és csapata» (1954, 1973). В Болгарии она именовалась «Тимур и неговата команда» (1976).

-5

КОГДА СВИДЕТЕЛЬСТВ В ОБРЕЗ

В новом веке Гайдара продолжают издавать с завидной регулярностью. И не только издательства, ориентированные на детскую аудиторию. Наиболее показателен сборник 2012 года с резким названием «Обрез». Его выпустило издательство «Ad Marginem», известное своим интересом к литературе маргинальной, нонконформистской, контркультурной. В книгу включены ранние рассказы и полузабытая «экзотическая» повесть «Всадники неприступных гор» (1926-27). Но самое примечательное в сборнике – предваряющее эссе, принадлежащее перу «инфант террибля» современной русской прозы Михаила Елизарова. Автор «Библиотекаря» написал длинную оду во славу Аркадия Гайдара, грудью встав на защиту «прОклятого писателя». Его разоблачителям он дает решительный отпор и жёсткую отповедь. (далее цитата)

«Новое гайдароведение ― «психиатрическое» ― сформировалось в начале девяностых. Эпиграфом к нему может служить знаменитая «дневниковая» фраза: «Снились люди, убитые мной в детстве…».
У этой превосходной (кроме шуток, сильная строчка!) «
снились люди» отсутствует первоисточник. То есть, нет такой замшелой общей тетради, пожелтевшего клочка бумаги, куда бы сам Гайдар записал это признание. Приснившиеся покойники проживают исключительно в исследовательском пространстве «нового гайдароведения». Мертвый отряд без роду-племени марширует строем из статьи в статью. Каждый новый текст ссылается на былое цитирование ― круговая порука.
В таком же режиме существует и вся прочая «правда» о Гайдаре. А она страшна: красный Билли Кид, сгубивший ― Х. Л. Борхес не даст соврать ― не одну тыщу человек, не считая хакасов.
По крайней мере, писатель Владимир Солоухин, автор псевдо-документального романа «Соленое озеро» ведет счет на тысячи. Солоухинская правда сильна художественностью и деталью. Чего стоит одна хакасская бабушка из воспоминаний деятеля культуры Г. Топанова, старушка, заботливо собирающая в деревянную мисочку мозги сыночка, после того как юный психопат Гайдар размозжил ему голову из маузера...

Вот не было бы этой де-ре-вя-я-я-нн-ой (стеклянной или оловянной) миски с мозгами ― то можно было бы засомневаться, потому что очевидцу злодейства Топанову (пожалуй, единственный проименованный свидетель в «Озере») в тот момент было пять годков, но он помнил, что стрелял из маузера командир в папахе. А поскольку папаху на всю страну Советов носил только Аркадий Гайдар, то сами понимаете...
По-хорошему, злосчастная папаха как примета убийцы ― чуть более значительна, чем, допустим, штаны. Убийца был в штанах. А Гайдар штаны носил».

-6

ПСЕВДОИСТОРИЯ НИКОГО НЕ ПРОСТИТ

Разоблачил Михаил Елизаров и еще один ходячий фейк с участием высокопоставленного мертвеца.

«Есть даже цитата самого Сталина (тут Солоухин честно говорит ― «цитату приписывают Сталину») который, вроде бы сказал, подивившись делам кровавого юнца: «Мы то его простим, но простят ли его хакасы?».

Создается впечатление, что в 1922-м году звериные выходки чоновца Аркадия Голикова получили всероссийский резонанс. Мелкий бес просил прощения, а Диавол с оглядкой грехи отпустил...

Но в 22-м году Сталин, только что занявший тогда еще сравнительно скромную должность генерального секретаря РКПб, не был уполномочен карать или миловать жестокого комбата из Енисейской губернии и произносить исторические фразы.

С «правдой» о Гайдаре есть одна серьезная закавыка. Нет ни одного документа, свидетельствующего о вырубке реликтовых офицеров, о пулеметных забавах и ледовом побоище на озере Божьем... Для серьезного исследования отсутствие материалов ― проблема».

ТРУБКА И ЛИРА

-7

Если уж мы вспомнили про товарища Сталина, то надо сказать, что связывало их с Гайдаром лишь одинаковое пристрастие, считающееся нынче пагубным, хотя и выглядело всегда стильно. Оба они предпочитали курить трубку. У Гайдара привычка возникла не в подражание вождю, а задолго до становления культа личности. Аркадий Петрович даже настоял, чтобы при монтаже фильма «Тимур и его команда» вырезали сцену у памятника Сталину, так как не хотел «показаться лизоблюдом», а год, напомним, шел 1940-й.

Неизменная трубка запечатлена и на фотографиях уральского периода, постоянно мелькает в воспоминаниях. А в публикации повести «Жизнь ни во что» в пермской газете «Звезда» художник нарисовал графический портрет Гайдара опять же с трубкой.

-8

Вообще образ многих писателей и до него, и позже не представим без данного курительного прибора тоже. Забивали трубочку Марк Твен и Конан-Дойл наравне со своим бессмертным персонажем, эффектно дымили Джон Толкин, Хэмингуэй, Фолкнер, Артур Миллер. Любили сладко пыхнуть нобелевские лауреаты Шолохов и исландец Лакснесс. Не выпускал трубку изо рта Жорж Сименон – и Мегрэ заставлял.

Сын хозяев домика в Свердловске, где снимал комнату будущий писатель, Григорий Пестов свидетельствовал: ««До сих пор у меня перед глазами образ высокого ростом, широкоплечего человека, одетого по-военному, всегда подтянутого, в длинной шинели, сапогах, часто с трубкой во рту».

Но следил за полостью рта: «Гайдар был вежлив, скромен, вставал рано, подолгу и тщательно умывался. Например, в квартире нас жило около десяти человек, и если не успеешь вовремя умыться, а умывальник был один и общий, то ждешь Гайдара минут 5-10, когда он окончит свой туалет. Зубы он уж любил почистить на славу».
Известно даже, что именно он курил. Из статьи Л. Неверова «Аркадий Гайдар в Свердловске («Уральский рабочий» 26 октября 1956 года): «Неизменная спутница Гайдара-журналиста – трубка с изогнутым мундштуком, наполнявшаяся, смотря по обстоятельствам, то душистым «кепстеном», то горчащим самосадом».

-9

***

Выставка к 120-летию Аркадия Гайдара «Жизнь ни во что. «ПрОклятый писатель» с уральской закалкой» продлится в Белинке до 16 мая. На выставке вы познакомитесь с библиографическими редкостями, с ранними произведениями, журналистскими работами молодого автора, начинавшего свой литературный путь именно на Урале. Книг на выставке – 37, ровно столько лет было отмерено Гайдару на этой земле.

Автор публикации и куратор выставки: Евгений Иванов, отдел культурно-массовых коммуникаций Библиотеки им. В. Г. Белинского