Найти в Дзене

Духовное развитие и эзотерика

Друзья, добрый день! Сегодня поразмышляем на тему духовности и эзотерики. Имеет ли эзотерика, и в частности, астрология, связь с духовностью? И если имеет, то какую? Но для начала нужно ответить на вопрос – «что такое духовность»? Начну с того, что слово «духовность» имеет множество толкований, поскольку каждый человек понимает этот термин по-своему. Кто-то за духовностью видит божественность, кто-то – культуру, этику. Кому-то кажется, что это церковь и все, что с нею связано. Некоторые даже додумывают до того, что считают одни народы или этносы более духовными, чем другие. Термин «духовность», так же, как другие абстрактные понятия, оброс зарослями «ментального мусора», поэтому важно отличать одно от другого, или как говорится – отделять «мух от котлет».
Итак, что такое духовность? Можно начать рассмотрение духовности как человеческого качества, которое отличает его от животных. Сюда мы обычно включаем культуру человека, то есть высоконравственное поведение. Прикосновение к духовност

Друзья, добрый день! Сегодня поразмышляем на тему духовности и эзотерики. Имеет ли эзотерика, и в частности, астрология, связь с духовностью? И если имеет, то какую? Но для начала нужно ответить на вопрос – «что такое духовность»? Начну с того, что слово «духовность» имеет множество толкований, поскольку каждый человек понимает этот термин по-своему. Кто-то за духовностью видит божественность, кто-то – культуру, этику. Кому-то кажется, что это церковь и все, что с нею связано. Некоторые даже додумывают до того, что считают одни народы или этносы более духовными, чем другие. Термин «духовность», так же, как другие абстрактные понятия, оброс зарослями «ментального мусора», поэтому важно отличать одно от другого, или как говорится – отделять «мух от котлет».

Итак, что такое духовность? Можно начать рассмотрение духовности как человеческого качества, которое отличает его от животных. Сюда мы обычно включаем культуру человека, то есть высоконравственное поведение. Прикосновение к духовности, к высшему началу легко определить – в этот момент у человека в сердце возникает особое чувство. Люди его называют по-разному, в-зависимости от ситуации – «любовь», «сострадание», «радость творчества»,«взаимопонимание» и т.д. В этот момент появляется ощущение распирания в груди, и человек как бы забывает о себе, находится вне времени и пространства, возникает чувство прикосновения к высшему. Можно интерпретировать это явление как движение души от животного начала у божественному. После некоторого периода времени человек приходит в свое обычное состояние, но воспринимает произошедшее с ним как очень позитивный опыт. Поскольку такие моменты в жизни происходят не очень часто (а у некоторых людей – очень и очень редко), то можно предположить, что у животных нет переживаний такого рода, и, следовательно, человек – более духовное существо, чем животное.

Далее, используя принцип Гермеса Трисмегиста «то, что вверху, подобно тому, что внизу», поищем подобные явления на предыдущих этапах эволюции живого. Сравнивая животных с растениями, мы видим, что животные обладают инстинктом, или признаками разумного поведения, которого нет у растений. У высших животных мы находим зачатки эмоционального поведения, а также способность перенимать опыт родителей. Проводя подобные аналогии, можно назвать эти качества «пред-духовностью», и предположить, что духовность – это универсальное качество, характерное для всего сущего, которое заставляет каждый атом во вселенной, каждую пылинку, стремиться к Богу, стать в итоге Богом, вместить в Себя всю Вселенную. Духовность –это магнит, который тянет нас к божественному.

Противоположное качество – антидуховность, или зло – это то, что ведет нас в противоположном направлении, к животному состоянию. И в этом разнонаправленном движении есть корень того, что называется борьбой «добра со злом». Но, поскольку магнит находится в одном месте, «месте Бога», исход этой борьбы предрешен.

Как идти по пути духовности, оставаясь человеком, не скатываясь в животное состояние? Вопрос требует расшифровки. Само понятие «человек» не говорит о том, что это существо имеет духовное начало, а лишь является констатацией того факта, что это следующий после животного эволюционный тип. И способность говорить не является главной чертой, отличающей человека от животных. Человек – это широкое понятие, вмещающее в себя весь спектр проявлений. Среди людей можно было бы ввести такие же градации, как и среди животных. Люди иногда различаются между собой больше, чем животные разных видов или даже разных классов. Образно говоря, среди людей есть «насекомые», «земноводные», «рыбы», «млекопитающие». И это вне зависимости от расы, от народности. Тем более это никак не связано с происхождением или с воспитанием. В одной семье могут быть представители разных стадий эволюционного развития. Есть даже пословица «в семье не без урода». Кстати, наблюдая отличия людей друг от друга, и выделяя определенные пороки, человечество создало такую науку, как «евгеника», которая считала своей основной задачей получение идеального человека через генетическое улучшение. Отличие людей между собой обусловлено не их расовой, половой, этнической, религиозной принадлежность, а только лишь разным духовным опытом. Если бы человечество в своей основной массе приняло идею метемпсихоза (реинкарнации), то причины отличия людей друг от друга стали бы намного более понятны.

Возвращаясь к духовности. Далеко не всем людям близка идея духовного развития, более того – не всем оно нужно. И на самом деле любая деятельность, любое занятие имеет отношение к духовности, так как служит основной целью – развитию человека. Даже бесцельная деятельность приводит в конечном итоге к понимаю человеком ее ненужности и бесцельности, и приводит к ее завершению. Всему свое время. Приведу такой образ. Люди в основной своей массе находятся в болоте (можно назвать это состояние духовным болотом). Они находятся в болоте просто потому, что люди – это «вчерашние животные». Кто-то стоит в самой середине болота и считает его естественной средой обитания, кто-то уже понял, что есть места, более приятные для жизни, и ищет направление, чтобы выбраться из болота. Кто-то уже увидел сушу и бежит к ней, прыгая с кочки на кочку, но иногда проваливаясь в грязь. Выход из болота есть всегда, но не все хотят выходить из него. И более того, у всех свой путь из болота и свое время. Потому что у каждого свой духовный опыт. Кто-то провел в этом болоте несколько лет, а кто-то только что попал в него, и ему здесь еще интересно. Поэтому, говоря о духовном развитии в обычном понимании, нужно понять – а нужно ли это человеку сейчас? Ведь обычная жизнь, без примеси эзотерики, также может иметь духовные оттенки и быть вполне насыщенной и в высшем смысле духовной. Ведь сама жизнь является хорошей школой как духовности, так и антидуховности. И проведенные «годы в болоте» на самом деле могут быть десятками перевоплощений из одной жизни в другую в поисках причин своей духовной остановки.

В начале «пути из болота» человек пытается искать помощника, духовного учителя – того, кто поможет найти кратчайший и быстрейший путь из трясины. Но поскольку универсальных советов не бывает, то на пути поиска учителя возникают свои препятствия. Ведь в настоящее время нет недостатка таких людей – как учителей, так и лжеучителей. Харизматичные люди через интернет, ТВ, рекламируя разнообразные курсы по развитию личности всегда будут кричать – «подумай о карме», «послушай меня», «я – истинный учитель», «я – второе пришествие Христа», и т.п. И слабые поверят, и многие пойдут за такими. Но и это тоже является нормальным процессом духовного взросления. Только заблудившись, человек поймет, что зашел не туда.

Кто-то считает, что эзотерика поможет найти путь из духовного болота. Люди видят в эзотерике чудодейственное средство – либо обретение духовной силы, либо сверх-знания, либо того и другого. Кто-то считает, что это поможет «поправить карму», а кто-то думает, что сможет заработать денег. Нужно просто понять, что эзотерики – не полубоги, а обычные люди, и также как и в обычной жизни, среди них есть лжеучителя, лжепророки, проходимцы. И эзотерика не является чудодейственным средством, это лишь один из многих способов.

Что касается астрологии и ее роли в выведении человека из болота. Сила астрологии в том, что эта дисциплина, имеющая в своей основе гипотезу о божественной основе строения вселенной, является ключом к пониманию природы человека. Ведь сказано мудрецом – для того, чтобы познать вселенную, нужно вначале познать себя. И в первую очередь от самого человека зависит – сможет ли он с помощью астрологии понять себя, а также других людей. И не последнюю роль в этом процессе играет учитель.

Ярусов Игорь, астролог, эзотерик.