Найти тему
Вечерняя Казань

Самые коррумпированные ведомства Татарстана. МЧС

Оглавление

Пока экс-замминистра чрезвычайного ведомства Олег Степущенко ожидает обжалования приговора, в Казани арестовали полковника МЧС Мансура Кантемирова. За последние 2 года это уже четвертое уголовное дело для руководителей ведомства.

Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Первый приговор среди «топов» татарстанского МЧС был озвучен в сентябре 2023 года: на восемь с половиной лет колонии общего режима «уехал» Ильхам Насибуллин – некогда заместитель министра ведомства. Суд признал его виновным в хищении 133 миллионов рублей, предназначавшихся МЧС.

В декабре 2023 года за «превышение должностных полномочий» на 4,5 года осудили Олега Степущенко, еще одного «чрезвычайного» топ-менеджера ведомства. В его уголовном деле также фигурировал эпизод мошенничества почти на 43 миллиона рублей – эти деньги бывший замминистра по решению суда обязан выплатить МЧС.

На стадии допроса свидетелей находится уголовное дело Линара Сунгатуллина, начальника надзорного отдела ГУ МЧС России по Татарстану. Полковника обвиняют в получении взяток на 5,3 миллиона рублей.

Сталкиваясь с историями этих судебных разбирательств, в голове возникает только одно слово: «зачистка». И в пользу него, как назло, говорят и другие факты, например глава МЧС Рафис Хабибуллин ушел в отставку в конце прошлого года, а аресты других руководителей министерства все еще продолжаются — и Кантемиров тому пример. Его обвиняют в злоупотреблении полномочиями.

Чтобы ответить на вопрос «Что не так с этими уголовными делами?», «Вечерняя Казань» изучила озвученные в суде факты и на их основе составила традиционный рейтинг самых коррумпированных ведомств Татарстана.

За древностию лет

Самое примечательное в деле Олега Степущенко то, что суд удовлетворил гражданский иск на 42,8 миллиона рублей, несмотря на прекращение производства по эпизоду, в котором фигурирует эта сумма.

Срок давности привлечения к ответственности по преступлению давно истек — замминистра якобы был причастен к хищению денег по госконтрактам 2013 года на установку экстренных систем оповещения.

По версии следствия, Степущенко «сэкономил» на монтаже сирен, которые располагались на промышленных объектах республики. Ответственный за их установку, он якобы намеренно пренебрег техзаданием и вместо проводных сирен установил те, что работают по сети GSM, то есть от вышек сотовой связи.

Реальный же срок замминистра получил по другому эпизоду, связанному с превышением должностных полномочий: Степущенко, как установил суд, отправил представителя подрядной организации, которая занималась установкой оповещателей, в аффилированную компанию, которая оказала ему услугу по подключению сирен к единой системе региона.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Аффилированная компания выставила подрядчику счет почти на 1,3 миллиона рублей, которые, как считает следствие, Степущенко «попилил» со своим сообщником.

Собственно само преступление состояло в том, что эту услугу подключения к региональному центру должно оказывать МЧС, а не сторонняя организация.

Неустановленный организатор

По похожему делу о «клонировании» услуг МЧС в сентябре 2023 года осудили еще одного экс-замминистра ведомства Ильхама Насибуллина. Он получил 8,5 года колонии общего режима по статье о мошенничестве в составе организованной группы.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Татарстану
Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Татарстану

Если говорить просто, то Бабушкинский суд Москвы признал Насибуллина виновным в хищении 133 миллионов рублей, которые предназначались для поисково-спасательной службы (ПСС) при республиканском МЧС, однако ушли эти деньги в частную компанию «ОДС РТ».

Свое название фирма получила за казенные корни: изначально ее учредителем числилась общественная организация «Общество добровольных спасателей Республики Татарстан», но позднее владельцем фирмы стал Ленур Зиннатуллин, директор ОДС. Он и его зам Ильнар Гимадиев оказались на скамье подсудимых вместе с Насибуллиным — как раз Насибуллин и предложил Зиннатуллину работу в «ОДС РТ», установил суд.

На своем посту заместитель министра республиканского МЧС отвечал за поисково-спасательную службу внутри ведомства. По закону, эта служба могла заключать контракты на оказание услуг по профилактике и ликвидации ЧС с различными промышленными организациями, но деньги по этим контрактам уходили в республиканский бюджет.

Изменить русло денежного потока «на частное» в ведомстве смогли в 2013 году — вместе с появлением фирмы «ОДС РТ», руководство которой обвиняют в заполучении самых «сладких» клиентов республиканского МЧС, в ведомстве провели учения, на которых, как считает следствие, намеренно занизили способность спасателей ликвидировать ЧС. Например, разлив нефти.

В общем, потенциала у МЧС вдруг не оказывается и на «выручку» промышленникам приходит ОДС, в составе которой работали те же спасатели. Но работали они официально, как уверяет сторона защиты, и графики дежурств со службой в МЧС не совпадали. Причем бизнес-спасатели также проходили переобучение.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Татарстану
Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Татарстану

В период с 2013 по 2020 год «ОДС РТ» заработала 133 миллиона рублей, что следствие расценило как хищение из республиканского бюджета.

Что не так с делами Степущенко и Насибуллина?

Адвокат Степущенко неоднократно заявлял на процессах, что все работы по системам экстренного оповещения были согласованы с федеральным ведомством, а проекты работ, в том числе и по беспроводным установкам, подписаны лично Рафисом Хабибуллиным, министром МЧС Татарстана.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Татарстану
Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Татарстану

Глава республиканского ведомства ушел в отставку в декабре 2023 года — Хабибуллину исполнилось 60 лет, а это предельный возраст для подобной должности.

Кроме того, адвокат бывшего замминистра ведомства в разговоре с журналистом «Вечерней Казани» называл сумму в 1,8 миллиарда рублей — именно такие деньги фигурировали бы в смете проекта, если бы каждую сирену нужно было подключать «по проводам», считает защита.

Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Татарстану
Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Татарстану

В деле Насибуллина тоже есть подводные камни. Первый — это «неустановленное лицо», по указке которого действовал замминистра. Второй — ссылка защитников на слова первого заместителя председателя правительства Татарстана Рустама Нигматуллина, который сказал, что 133 миллиона рублей ущерба не относятся к бюджету республики и что рядовые спасатели МЧС не имели должной квалификации для ликвидации определенных ЧС.

Взятки и Сунгатуллин

Пока Степущенко ждёт своего обжалования, а Кантемиров — справедливого следствия, дело Линара Сунгатуллина планомерно приближается к приговору.

Полковника МЧС и по совместительству начальника надзорного отдела министерства обвиняют в получении взяток на 5,3 миллиона рублей. Сунгатуллин, как установило следствие, брал по 10% с контракта компаний, которые хотели зарегистрировать свою независимую оценку пожарной безопасности здания в МЧС.

Кроме того, Сунгатуллин брал по 100 тысяч рублей за выдачу определенных лицензий компаниям, работающим в сфере пожарной безопасности. Эти лицензии на момент совершения вменяемых преступлений выдавались на несколько лет и позволяли компаниям, к примеру, использовать определенную противопожарную краску на своих объектах.

Если бизнесмены отказывались платить Сунгатуллину за бесплатные по закону услуги, тот, по версии свидетелей, «вставлял им палки в колеса»: находил, к чему в проекте придраться, а после отказывал в регистрации документов, из-за чего бизнес нес убытки.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»

Вину Сунгатуллин не признает — и о полноценной позиции защиты говорить пока рано. Адвокаты подсудимого обещали выложить все на этапе допроса самого Сунгатуллина, однако уже сейчас известно, что эпизоды по лицензиям несправедливо вменены подсудимому — их выдача и регистрация не входили в обязанности. Об этом «Вечерней Казани» сообщил адвокат подсудимого Андрей Белов.

Автор материала: Андрей Мартыгин