О том, что такое стартапы и какова их роль в России.
Сказать такие слова мечтают многие! Каждый год во всем мире создаются тысячи, а то и миллионы, компаний. Заинтересованные в своей независимости люди открывают новые предприятия, а творческие и амбициозные личности ищут возможности для реализации своего потенциала. Будем смотреть правде в глаза - данные об уровне неудач стартапов показывают, что более 50% из них исчезают через четыре года. Около 90% новых предприятий терпят неудачу при запуске, 10% - в течение первого года работы, а в период 2-5 лет падают 70% стартапов. Однако, несмотря на пугающие цифры, люди продолжают создавать и верить в свой успех! Отложим статистику и попытаемся разобраться, что же из себя представляют стартапы и какова их роль в настоящее время.
Понятие startup впервые появилось в журнале Forbes в августе 1976 года. Сам же термин вошел в обиход в 1990-х и обозначал начало развития компании в IТ-сфере, но сейчас его применяют к проектам в абсолютно разных областях.
Наиболее распространенное определение «стартапа» звучит так. Стартап — это коммерческий проект, который нацелен на быстрый возврат инвестиций и получение прибыли. То есть цель стартапов – окупить собственные затраты, привнести пользу и получить прибыль. Стартап не обязательно предусматривает внедрение технических инноваций и изобретений – он сосредоточен именно на новых бизнес-моделях, включающих в себя новаторскую идею или уникальный способ её реализации.
А ещё в мире рынка существуют фирмы-единороги — это стартапы стоимостью 1 миллиарда долларов и более. В России в число таких компаний входят Wildberries, «Ситилинк», Avito, Playrix, а в ближайшее время такой статус может получить Aviasales.
Чем стартап отличается от малого бизнеса?
Помимо того, что у стартапов нет готовой бизнес-модели (стартаперы создают её сами), аналитики выделяют ещё ряд особенностей такого проекта. Во-первых, это минимальные затраты на старте - у стартаперов может не быть своего капитала, и чаще всего их развитие происходит за счет сторонних инвестиций. Во-вторых, уникальная идея — стартап будет успешным только в том случае, если его идея ранее не использовалась и при этом будет полезной для клиентов и доходной для инвесторов. И в-третьих, быстрый рост — у стартапа нет времени на раскачку, ему просто необходимо как можно скорее найти эффективную стратегию продвижения на рынке. Также у стартапов иногда даже нет зарегистрированной организационной формы.
Развитие стартапа проходит в нескольких этапах — от формулирования сырой идеи до обкатанного прототипа. А если говорить языком профессионалов, то это шесть процессов:
- Pre-seed, или предпосевной этап (поиск и формулирование идеи бизнес-проекта)
- Seed, или посевной этап (проработка идеи – изучение рынка и конкурентов, составление плана развития и подготовка ресурсов).
- Прототип бизнес-идеи (создание рабочей модели бизнеса).
- Альфа-версия (обкат прототипа в деле – простые тесты на нахождение и устранение ошибок).
- Закрытая бета-версия (привлечение к тестированию людей, сбор обратной связи).
- Открытая бета-версия (запуск итоговой версии продукта).
Чтобы успешно запустить проект, важно понимать, для кого создается продукт, какую ценность он представляет для аудитории, какая стратегия продвижения подойдет. Главное — не игнорировать тестирование. Еще до запуска готового проекта важно получить обратную связь, чтобы при необходимости внести изменения.
Какие стартапы в настоящее время претендуют на успех?
Традиционно значимыми остаются сферы медицины (в том числе и эко-косметика), образования, финтеха и логистики, а в особенности те решения, которые переводят работу и процессы в онлайн формат. И, конечно же, любое направление, где есть приписка IT. Это касается и разработки, и предоставления услуг, и особенно кибербезопасности. Также не забываем про сферу услуг - здесь тоже нужны свежие идеи и технологизация определённых процессов.
Что происходит со стартапами сейчас?
За последние несколько лет положение дел в России изменилось по многим фронтам, в бизнесе — тоже. Теперь успешным проектам не так просто получить инвестиции и поддержку из-за рубежа. Так понимаются основные проблемы российских стартапов - нехватка денег для развития, низкая заинтересованность инвесторов в инновационных продуктах и компаниях, нехватка квалифицированного персонала, текущее состояние экономики и положение России на международной политической арене (например, введение санкций) и т.д. Но даже в таких условиях создаются и продолжают существовать успешные стартапы. Сейчас стоит помнить о том, что главное - сама идея, бизнес-модель. Если она будет действительно качественной и прогрессивной, то никакая стена не сможет воздвигнутся перед её осуществлением. Как говорят в простонародье, сначала ты вкладываешься в своё дело, чтобы потом в него захотел вложиться кто-то другой!
В конце концов, даже такие известные фирмы-единороги, как Uber и Airbnb, влезли в долги на 1 миллиард долларов и более, чтобы добиться своего успеха!
Автор: Оксана Скорлыгина
Ссылки на источники: