Найти в Дзене

Музеи мира: Национальная галерея в Любляне

Оглавление

На краю Центральной Европы Национальная галерея в Любляне свидетельствует о роли словенских художников в европейской живописи.

Национальная галерея в Любляне
Национальная галерея в Любляне

Любляна - чрезвычайно жизнелюбивый город, сохранивший архитектуру многих эпох. Зодчие барокко и стиля модерн, в первую очередь архитектор Йоже Плечник (1872-1957) с его своевольным стилем, определили образ города. Для многих знатоков архитектуры Любляна считается желанной целью поездки. Город представляет собой и в высшей степени оживленную арену культурной жизни, о чем свидетельствуют его музеи. В 1918 году была основана Национальная галерея, которая в качестве наиболее значительного музея изобразительного искусства страны объединяет под своей кровлей самое большое собрание словенского искусства от Средних веков и до начала XX столетия. Наряду с этим имеется и собрание европейских живописцев, возникновению которого не в последнюю очередь способствовали многочисленные частные учредители.

Национальная галерея в Любляне
Национальная галерея в Любляне

Музей состоит из трех разных зданий, среди которых возведенное в 1896 году похожее на дворец сооружение, характеризующееся стилем уходящего столетия. В 1918 году Национальная галерея переехала в помпезные помещения.

Национальная галерея в Любляне
Национальная галерея в Любляне

Собрание старых мастеров после долгого хранения лишь в 1997 году получило свое окончательное место в новом современном здании. В 2001 году оба комплекса зданий были соединены стеклянным фойе, которые архитекторы Садар и Вуга спроектировали как огромное помещение с открывающейся широкой перспективой. Стеклянный павильон с галереями, переходами и прозрачными лестницами являет собой прекрасное связующее звено между стилями и временами.

Национальная галерея в Любляне
Национальная галерея в Любляне
Национальная галерея в Любляне
Национальная галерея в Любляне

Экскурсия начинается с собрания старых мастеров. Самое большое пространство занимают итальянские школы. За ними следует испанская, французская, фламандская, нидерландская и центрально европейская живопись. Среди 155 произведений особенно примечательны «Прометей» Луки Джордано и «Мадонна с благословляющим Младенцем Христом» Джованни Франческо да Римини.

Лука Джордано, Прометей, 1660
Лука Джордано, Прометей, 1660
Джованни Франческо да Римини, Мадонна с благословляющим Младенцем Христом, 1465
Джованни Франческо да Римини, Мадонна с благословляющим Младенцем Христом, 1465

Мастерски исполнена жанровая картина «Игроки в карты», которую во второй половине XVII столетия написал Алменако Белга, более известный под именем Алманах.

Алманах, Игроки в карты, 1650
Алманах, Игроки в карты, 1650

Среди работ художников XX столетия центральное место занимают «Цветы, фрукты и кувшин» Алексея Явленского и «Портрет писателя Сальваторе Квазимодо» Ренато Биролли.

Алексей Явленский, Цветы, фрукты и кувшин, 1909
Алексей Явленский, Цветы, фрукты и кувшин, 1909
Ренато Биролли, Портрет писателя Сальваторе Квазимодо, 1918
Ренато Биролли, Портрет писателя Сальваторе Квазимодо, 1918

Ранние анонимные мастера

Основное место в музее занимает собрание словенского искусства, которое открывается романскими произведениями. Многочисленные шедевры готики были созданы анонимными мастерами. Самым значительным произведением эпохи является «Стоящая Мадонна» (1410), которая причисляется к «Прекрасным Мадоннам» — типу, распространенному в Центральной Европе. Любляна, которая расположена между средиземноморской и альпийской областями и является воротами Паннонской низменности, постоянно впитывала все художественные течения, тем или иным путем привносимые в город.

Анонимный мастер, Стоящая Мадонна, 1410
Анонимный мастер, Стоящая Мадонна, 1410

Эпоха позднего барокко выдвинула в Словении совершенно разных живописцев. Выдающимся здесь представляется художественный «квартет», куда входят Валентин Метцингер, Франц Еловшек, Фортунат Бергант и Антон Цебей. Картина «Апофеоз святого Франциска» Метцингера так же достойна внимания, как и «Святое семейство» Еловшека.

Валентин Метцингер, Апофеоз святого Франциска, 1753
Валентин Метцингер, Апофеоз святого Франциска, 1753
Франц Еловшек, Святое семейство, 1734
Франц Еловшек, Святое семейство, 1734

Бергант стал известен как портретист, в то время как Цебей блистает как мастер красочных икон. В такой стране как Словения, на которую наложила отпечаток буржуазия, оставил свои следы и стиль бидермейер. Наряду с пейзажами здесь демонстрируются чрезвычайно интересные портреты, которые создал художник Йожеф Томинц. Портрет его отца, например, представляет человека, в котором на пороге старости можно распознать не только ум, но и безропотное смирение.

Йожеф Томинц, Портрет отца художника, 1848
Йожеф Томинц, Портрет отца художника, 1848

Много места занимают реалисты, среди которых художница Ивана Кобилца, создавшая свой собственный стиль.

Ивана Кобилца, Лето, 1889-1890
Ивана Кобилца, Лето, 1889-1890

Квартет импрессионистов

При входе в помещения, посвященные раннему словенскому модерну, посетителя ожидает сюрприз, поскольку здесь вновь на фоне остальных выделяется один художественный квартет. Словенский импрессионизм, который пользуется международной славой, впечатляет многообразием настроений, схваченных художниками. Наряду с Иваном Грохаром, представленным картиной «Яблоня в цвету»,

Иван Грохар, Яблоня в цвету, 1907
Иван Грохар, Яблоня в цвету, 1907

присутствует Рихард Якопич, который очаровывает осенними сценами. Матей Стернен, как и Матия Яма, своими женскими портретами и пейзажами демонстрирует близость к стилю французских импрессионистов. Это родство проявляется и во многих скульптурах, в которых чувствуется влияние Огюста Родена.

Матей Стернен, Красный зонтик, 1904
Матей Стернен, Красный зонтик, 1904

Совершенно иная картина открывается в Современной галерее, которая находится рядом с Национальной галереей и служит продолжением музейного комплекса. Здание, напоминающее архитектурный стиль Ле Корбюзье, располагает самым большим собранием работ представителей стиля модерн и современного искусства в Словении. Оригинальной представляется серия портретов родившегося в Любляне Габриэля Ступицы.

Габриэль Ступица, Lucia in an Old-fashioned Dress, 1953
Габриэль Ступица, Lucia in an Old-fashioned Dress, 1953

Яков Брдар создал в 1997-1998 году скульптуру, изображающую клонящееся к земле дерево и носящую название «Проповедь птицам». Впечатляют картины Йоже Тисникара с отчужденными лицами изображенных персонажей. Состояние и фонды Современной галереи свидетельствуют о большом художественном потенциале и готовности к движению вперед.

Йоже Тисникар, Po kataklizmi I, 1975
Йоже Тисникар, Po kataklizmi I, 1975
Филипп Малявин, Обнаженная женская фигура, 1910
Филипп Малявин, Обнаженная женская фигура, 1910