На краю Центральной Европы Национальная галерея в Любляне свидетельствует о роли словенских художников в европейской живописи.
Любляна - чрезвычайно жизнелюбивый город, сохранивший архитектуру многих эпох. Зодчие барокко и стиля модерн, в первую очередь архитектор Йоже Плечник (1872-1957) с его своевольным стилем, определили образ города. Для многих знатоков архитектуры Любляна считается желанной целью поездки. Город представляет собой и в высшей степени оживленную арену культурной жизни, о чем свидетельствуют его музеи. В 1918 году была основана Национальная галерея, которая в качестве наиболее значительного музея изобразительного искусства страны объединяет под своей кровлей самое большое собрание словенского искусства от Средних веков и до начала XX столетия. Наряду с этим имеется и собрание европейских живописцев, возникновению которого не в последнюю очередь способствовали многочисленные частные учредители.
Музей состоит из трех разных зданий, среди которых возведенное в 1896 году похожее на дворец сооружение, характеризующееся стилем уходящего столетия. В 1918 году Национальная галерея переехала в помпезные помещения.
Собрание старых мастеров после долгого хранения лишь в 1997 году получило свое окончательное место в новом современном здании. В 2001 году оба комплекса зданий были соединены стеклянным фойе, которые архитекторы Садар и Вуга спроектировали как огромное помещение с открывающейся широкой перспективой. Стеклянный павильон с галереями, переходами и прозрачными лестницами являет собой прекрасное связующее звено между стилями и временами.
Экскурсия начинается с собрания старых мастеров. Самое большое пространство занимают итальянские школы. За ними следует испанская, французская, фламандская, нидерландская и центрально европейская живопись. Среди 155 произведений особенно примечательны «Прометей» Луки Джордано и «Мадонна с благословляющим Младенцем Христом» Джованни Франческо да Римини.
Мастерски исполнена жанровая картина «Игроки в карты», которую во второй половине XVII столетия написал Алменако Белга, более известный под именем Алманах.
Среди работ художников XX столетия центральное место занимают «Цветы, фрукты и кувшин» Алексея Явленского и «Портрет писателя Сальваторе Квазимодо» Ренато Биролли.
Ранние анонимные мастера
Основное место в музее занимает собрание словенского искусства, которое открывается романскими произведениями. Многочисленные шедевры готики были созданы анонимными мастерами. Самым значительным произведением эпохи является «Стоящая Мадонна» (1410), которая причисляется к «Прекрасным Мадоннам» — типу, распространенному в Центральной Европе. Любляна, которая расположена между средиземноморской и альпийской областями и является воротами Паннонской низменности, постоянно впитывала все художественные течения, тем или иным путем привносимые в город.
Эпоха позднего барокко выдвинула в Словении совершенно разных живописцев. Выдающимся здесь представляется художественный «квартет», куда входят Валентин Метцингер, Франц Еловшек, Фортунат Бергант и Антон Цебей. Картина «Апофеоз святого Франциска» Метцингера так же достойна внимания, как и «Святое семейство» Еловшека.
Бергант стал известен как портретист, в то время как Цебей блистает как мастер красочных икон. В такой стране как Словения, на которую наложила отпечаток буржуазия, оставил свои следы и стиль бидермейер. Наряду с пейзажами здесь демонстрируются чрезвычайно интересные портреты, которые создал художник Йожеф Томинц. Портрет его отца, например, представляет человека, в котором на пороге старости можно распознать не только ум, но и безропотное смирение.
Много места занимают реалисты, среди которых художница Ивана Кобилца, создавшая свой собственный стиль.
Квартет импрессионистов
При входе в помещения, посвященные раннему словенскому модерну, посетителя ожидает сюрприз, поскольку здесь вновь на фоне остальных выделяется один художественный квартет. Словенский импрессионизм, который пользуется международной славой, впечатляет многообразием настроений, схваченных художниками. Наряду с Иваном Грохаром, представленным картиной «Яблоня в цвету»,
присутствует Рихард Якопич, который очаровывает осенними сценами. Матей Стернен, как и Матия Яма, своими женскими портретами и пейзажами демонстрирует близость к стилю французских импрессионистов. Это родство проявляется и во многих скульптурах, в которых чувствуется влияние Огюста Родена.
Совершенно иная картина открывается в Современной галерее, которая находится рядом с Национальной галереей и служит продолжением музейного комплекса. Здание, напоминающее архитектурный стиль Ле Корбюзье, располагает самым большим собранием работ представителей стиля модерн и современного искусства в Словении. Оригинальной представляется серия портретов родившегося в Любляне Габриэля Ступицы.
Яков Брдар создал в 1997-1998 году скульптуру, изображающую клонящееся к земле дерево и носящую название «Проповедь птицам». Впечатляют картины Йоже Тисникара с отчужденными лицами изображенных персонажей. Состояние и фонды Современной галереи свидетельствуют о большом художественном потенциале и готовности к движению вперед.