Не все осознают, насколько велик вклад коллекционеров в искусство. Врубель прославился после того, как меценат Савва Мамонтов построил павильон для отвергнутых панно художника. А известный "Танец" Матисса вызывает скандал на Парижском салоне, но коллекционер Сергей Щукин всё равно покупает полотно. Сегодня в Эрмитаже никто не может пройти мимо знаменитого "Танца". Если бы не коллекционеры, обладавшие независимым эстетическим вкусом и художественным чутьём, то искусство пошло бы совсем по другому пути развития. Хочу рассказать о двух семьях, благодаря которым русское искусство и культура стали такими, какими мы их знаем и любим.
Морозовы — известная династия купцов и предпринимателей. Своё имя в истории искусства оставили два брата-коллекционера Иван и Михаил Морозовы.
Михаил, старший брат, первым из русских коллекционеров купил Ван Гога и Гогена, поддерживал театралов и художников. Как коллекционер, он был азартен, покупал всё, что нравилось: от Василия Сурикова до Эдварда Мунка. Был очарован творчеством Врубеля. После смерти Морозова его вдова передала коллекцию Третьяковке.
Иван, в отличие от брата, долго присматривался к художнику, тщательно взвешивал решение о каждой покупке. Но при этом на полюбившиеся полотна денег не жалел, из-за чего французы называли его «русский, который не торгуется». С 1903 года стал активно приобретать импрессионистов, его страсть началась с полотен Альфреда Сислея, Пьера Огюста Ренуара и Клода Моне. Иван каждый год ездил в Париж за пополнением своей великой коллекции, которая сформировалась всего за 10 лет. Коллекцию Морозова национализировали, позже её распределили между Пушкинским музеем и Эрмитажем.
Третьяковы — ещё один известный купеческий род, который, как и Морозовы, занимался благотворительностью и меценатством.
В 1856 году Павел Третьяков приобрёл первые работы для своей коллекции. Именно этот год считается годом основания Третьяковской галереи. В коллекцию Третьякова входили Валерий Якоби, Василий Перов, Алексей Саврасов и прочие художники-передвижники. Ходила легенда, что творцы настолько уважали Третьякова и выделяли его среди прочих коллекционеров, что давали ему право первым выбирать картину. Долгое время коллекция хранилась в доме Третьякова в Москве. Но когда им стало не хватать места, Павел на свои средства построил здание галереи. Позже он передал галерею и коллекцию в собственность Московской государственной думы.
Младший брат Сергей Третьяков тоже обладал художественным чутьём. Он часто советовал что-нибудь старшему брату, а иногда отговаривал от покупки какой-нибудь картины. Кроме того, Сергей живо поддерживал художественную жизнь столицы: он работал в дирекции Московской консерватории, председательствовал в обществе любителей художеств. Сергей Третьяков собирал зарубежное искусство, чтобы не конкурировать с братом.
Третьяков предпочитал романтиков, художников «барбизонской школы» и реалистов академического толка. Импрессионисты, по всей видимости, Сергея не волновали, так как отсутствовали в его коллекции. В собрание Третьякова входили картины Милле, Руссо, Коро, Диаза, Добиньи. Зная мечту брата – принести свою коллекцию в дар Москве - Сергей Михайлович доверил старшему брату судьбу своей художественной коллекции.