Внутри убийцы. Сериал. Россия. 2024 г. 18+
Зоя Волгина – сотрудник Следственного комитета, талантливый психолог-криминалист. В детстве она столкнулась с серийным убийцей, получила серьезную психологическую травму и посвятила жизнь поимке маньяков. В Петербурге происходит череда странных убийство. Маньяк бальзамирует тела жертв, превращает в кукол. Зою направляют в помощь местной следственной группе, а напарники дают оперативника Тимофея, убившего при задержании подозреваемого, у которого не было оружия, и за это сосланного в ОПА (отдел психологического анализа).
Майка Омера, по бестселлеру которого снят этот сериал, я начал читать года три назад. Профайлинг – новая жила детективного жанра. Если раньше следствие вёл сыщик-логик, сыщик-криминалист, то теперь сыщик – психолог, ему не так важны фактические улики, как психологический профиль преступника, особенности его мышления и поведения. Впрочем, профиль самого детектива не особо изменился. Зоя Волгина (у Омера – Зои Бентли) – классический «ущербный», но гениальный детектив, даром что профайлер. Шерлок Холмс кололся кокаином, а у Зои детская травма, проблемы с социализацией и коммуникацией. Ущербность модная и понятная современникам. Пишет Омер очень хорошо, меня подкупили лёгкий слог, закрученный сюжет, убедительные социальный фон, объёмные персонажи. Автор хорошо обыгрывает современные общественные тренды, например, в одной из его книг события происходят в онлайн-игре. Мне нравятся такие штуки.
В общем, литературная основа сериала – приличная, с поправкой на жанр, в котором гениальные тексты давно не появляются. Любопытно, что Омер – израильтянин, но пишет для американского читателя. Действие его книг происходит в США, в выдуманном городе Гленмор-Парк, собравшем в себе все узнаваемые признаки американской провинции. Вдвойне любопытно, что впервые Омера экранизировали в России.
Сразу отмечу, что сериал отлично поставлен и сыгран. Под постановкой я подразумеваю качество сцен, их последовательность, в том числе – логичность сценария. К актёрским работам нет претензий. Актёры играют настолько, насколько им позволяет сценарий. А сценарий крайне плохо адаптирован для России. Объясню в чём дело. Начнём с декораций. Открытые офисы якобы Следственного комитета, со стеклянными стенами – конечно же, это не про Россию, у нас так нельзя хотя бы в силу правил секретности и конфиденциальности. События детства Зои проходят в локации, чрезмерно похожей на классический американский коттеджный пригород, хотя дело происходит в начале нулевых в России. Скажем так, эстетика не российская. Продолжить можно в целом – как ведется следствие, какие отношения между персонажами. И даже дед Тимофея – вот ни разу не российского производства.
Если бы сериал сняли в США – у меня бы не возникло вопросов, но это – российское телевизионное шоу, и снято оно в максимально американской эстетике/стиле. Какой вывод? Не верю. Не верю, что это могло произойти в России, в Питере. Не верю героям и декорациям. Как ни крути, но литературную основу нужно перерабатывать, адаптировать под культуру зрителя. Американского контента о профайлерах я начитался и насмотрелся достаточно. Снимаете в России – снимайте для российского зрителя.
И еще одна претензия к сценаристам. В романе «Вокруг убийцы» отлично прописаны персонажи и взаимоотношения между ними. Зои долго не подпускает к себе напарника, между центральными персонажами идёт сложная психологическая игра. В сериале отношения между Зоей и Тимофеем упростили до функционального минимализма, а сексуальную химию впрыснули чуть ли не с первых эпизодов. В результате, персонаж Тимофея – плоский, неинтересный, и вообще не особо понятно, зачем он нужен Зое и зрителям.
В общем, впечатление двоякое. Как история о профайлере, детективный сюжет о серийном убийце – вполне пойдёт. Как киноадаптация романа – слабо, слишком дословно, без учёта культуры зрителя.