Владимир Петрович Бабак – авиаконструктор, генерал авиации, руководитель концерна «Штурмовики Сухого», один из создателей уникального «Грача» - штурмовика СУ-25. В.П. Бабак свидетель долгой истории ОКБ П.О. Сухого, где были спроектированы знаменитые «сушки». Коллеги, друзья и даже жена называют его «человек-самолёт».
Фильм «ПЕТРОВИЧ. ЧЕЛОВЕК-САМОЛЁТ» (2023, 41 мин, ООО «Студия «Риск-Фильм», 12+) стал номинантом на Российскую национальную премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2024 (номинация «Лучший короткометражный фильм).
О картине мы побеседовали с её автором – режиссёром Сергеем Босенко.
- Как вы пришли в профессию?
- Это случилось не сразу после школы. Я вырос под Одессой, учился в Новосибирске в сельскохозяйственной академии на зооинженера, служил в армии в казахских степях… А в начале 1990-х приехал в Москву. Это было лихое, разбитное время – мелкий бизнес и много замечательных встреч с творческими людьми. У меня появились интересные знакомства – с художниками, артистами, режиссерами. Так однажды я попал на съемочную площадку вторым режиссером. Сегодня об этом фильме уже никто не помнит, но во время работы я познакомился с прекрасным педагогом ВГИКа Натальей Валерьевной Тапковой. Именно она и привела меня в профессию, познакомила с мастерами Мариной Михайловной Бабак и Александром Степановичем Кочетковым.
Я легко прошел творческий конкурс и с большим трудом сдал общеобразовательные предметы. Так, отчасти случайно, стал документалистом и ни разу об этом не пожалел.
- Как выбираете темы для работ?
- У меня есть только одно тематическое предпочтение – люди, которые мне интересны и которые могут стать героями фильма. Из разных сфер жизни. Это и спортсмены («Постижение пути» о дзюдоисте Василии Ощепкове), и спецназовцы («Август» о спецназе «Вымпел»), и дети-сироты («Жди»), и дети войны («Несовершеннолетняя война»), и даже наркоманы.
Я обязательно должен любить своего героя, каким бы он ни был. Не признаю документалистику, где человека показывают в скотском состоянии.
- О чём был первый неигровой фильм?
- Он длился всего 10 минут – это была моя курсовая работа «Последний взгляд». В нём не было ни одного слова. Я снимал его в хосписе, где лежали тяжело больные люди. Попросил разрешения у одного человека, помню его звали Борис, поснимать его. Наверное, он был бомж. А уходил он как-то очень достойно. Глаза, полные боли, излучали такую мудрость, что на одном этом взгляде удалось сделать настоящую притчу о жизни и смерти. Кстати, именно этот фильм заставил моих мастеров поверить в меня. До этого Александр Степанович Кочетков не слишком верил, что я стану документалистом.
- Почему вы решили сделать фильм о В.П. Бабаке?
- Тут все просто. Мы сделали два фильма о нашем мастере Марине Михайловне Бабак. «Жестокое зрение» про ее работу с К. М. Симоновым и второй, в целом, о ее творческой биографии. И, вольно или невольно, я подружился с ее мужем Владимиром Петровичем. Он просто фанат самолетов. С огоньком он может говорить только о них. И в какой-то момент я подумал – вот о таком «сумасшедшем» инженере (почти «инженере Гарине»), авиаконструкторе я еще никогда не рассказывал.
Сценарист и моя жена, с которой я всегда работаю, Ирина Семашко была против. Ее аргументы были понятны: «У него же нет никакой боли, про что кино делать?». Но я настоял. Когда мы писали заявку в Министерство культуры, СВО еще не началась. А когда начали снимать, жизнь сделала такой поворот. Возникла драма человека, фанатично преданного своему делу. Он очень переживает, что его самолеты воюют друг против друга. В этом фильме неожиданно пересеклись его боль и моя личная. Мы ведь много анализировали, почему наша родина стала для нас мачехой, почему там возникла такая русофобия. (Герой фильма родился в Киеве – Прим. ред.)
- Что вам больше всего запомнилось в работе над фильмом?
- Съемки на заводе в Кубинке были самыми масштабными, но, к сожалению, мало, что вошло в фильм. Также не удалось снять летчиков, которые бесконечно благодарны Петровичу – сконструированный им самолет не раз спасал жизни. Слишком суровым оказался гриф секретности.
- На съемках произошло что-то необычное?
- Да. Однажды мы с Владимиром Петровичем сели в машину и вдруг он спросил: «Я очень устал. Когда же эта война кончится?». Камеры у меня с собой не было. И неожиданно в фильме Марины Михайловны «Маршал Жуков» мы нашли точно такие же слова Г.К. Жукова.
- Владимир Петрович - выдающаяся личность, вы что-то вынесли для себя из общения с ним?
- Что фильм, как хороший самолет, можно «модернизировать» бесконечно.
- Что вы считаете самым важным при создании фильма?
- Каждый фильм оставляет зарубку в памяти и на сердце. Надо любить героя и стараться его понять. И, конечно, важна хорошая команда.
- Над чем сейчас работаете?
- Вернулись к теме, над которой работали ровно 20 лет назад. В 2003 сделали картину «Жди» об усыновлении и опеке детей-сирот. Фильм до сих пор набирает огромное количество просмотров. А в Школе приемных родителей в детском доме №19 его показывают всем будущим родителям, которые берут в опеку детей. Вот теперь решили посмотреть на эту тему со стороны усыновления детей, прошедших войну в Мариуполе, Донецке, Луганске. Такая непростая история.
Беседу вела Ирина Иванова.
Фотографии и кадры предоставлены Сергеем Босенко.
Фильм можно посмотреть онлайн.
Сергей Босенко о кинопремии «Золотая Свеча»
В Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями (Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), киноклуб "Русский путь", Дом русского зарубежья им. А. Солженицына).
Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.
Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.