Найти тему

Нарушение качества коммунальных услуг (ресурсов), часть 3: О способах фиксации фактов нарушения качества коммунальных услуг

Картинка с сайта 42-4.ru
Картинка с сайта 42-4.ru

Как мы уже выяснили в предыдущей статье

Нарушение качества коммунальных услуг (ресурсов), часть 2: Президент, разберись с отоплением!

(https://dzen.ru/a/ZfjQoY14XmYiwBsV)

для фиксации случаев нарушения качества коммунальных услуг (и случаев предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность) предусмотрена особая процедура, описанная в главе 9 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правил №354) – заявка в аварийно-диспетчерскую службу, вызов представителей управляющей и ресурсоснабжающей организаций, составление акта и т.п.

Возникает закономерный вопрос: есть ли другие, более простые, способы зафиксировать факты нарушения качества коммунальных услуг?

Есть!

Согласно пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22, при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Такая позиция ВС РФ перекликается и с Правилами № 354. Так, в пп. "в" п. 111 Правил № 354 установлено, что дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

Следующим п. 112, пп. "г", Правил № 354, закреплено, что период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.

Таким образом, положения п. 111 и п. 112 Правил № 354 отправляют нас к показаниям ОДПУ, как прибору, способному сохранять зафиксированные сведения. Действительно, современные ОДПУ оснащены модулями памяти, в которых хранится информация о параметрах коммунальных ресурсов и из которых эту информацию можно скопировать (распечатать). Посуточная ведомость сведений (показаний ОДПУ) будет выглядеть примерно так:

-2

Сразу видим данные температуры подающей линии: 56,3-56,4 °C, а значит, весь объём горячей воды был поставлен в многоквартирный дом в конкретные сутки с ненадлежащим качеством. А если ещё принять во внимание п. 8.2 СНиП 2.04.01-85* (размер нормативных потерь на стояке - 8,5 °C), то сразу станут понятны причины жалоб жителей на "чуть тёплую воду".

Как говорится, кто виноват и что делать? Как быть в случае "перетопа" (когда в квартире слишком жарко, т.е. налицо переплата за излишнее тепло)? Разберём в следующих статьях.

Мы – сообщество юристов, экономистов и инженеров ЖКХ. Расскажем просто о сложном, поделимся лайфхаками, тщательно изучим возникшую проблему и представим варианты её решения. Контакты для связи с авторами находятся в шапке канала.