Ульяновские "Буханки" (бортовые грузовики называли "головастиками") заслуживают занесения в различные книги рекордов не только потому, что выпускаются на конвейере уже более 60 лет, но и по количеству самых разных модификаций, включая и очень необычные. А многие отечественные УАЗы-"буханки" даже не были, строго говоря, УАЗами….
Но до этого было постановление правительства СССР 1954 года, предписывающее Ульяновскому автозаводу, едва начавшему выпуск ГАЗ-69, разработать на его базе автомобиль с вагонной компоновкой универсал. Основным заказчиком была армия. Поэтому первыми прототипами стали санитарный УАЗ-450А и штабной УАЗ-450Б.
Уже в 1955 году дизайнер НАМИ Владимир Арямов нарисовал эскиз компактного фургона с огромной буквой "У" на передней части, в духе того времени (Ситроен, Фольксваген Транспортер)
Машина Алямова не только не походила на аналогичные иномарки (в США все автомобили подобного класса в то время были капотными), но и выглядела, пожалуй, самой элегантной и смелой из немногих европейских универсалов и микроавтобусов. Не говоря уже о том, что в этом классе было очень мало полноприводных автомобилей.
Но самое удивительное, что первые прототипы УАЗа практически сохранили авангардный, романтический стиль Алямова, с ярко выраженной передней выштамповкой и обилием хромированного декора для практичного фургона. Однако военные потребовали упростить дизайн, что и было сделано во второй серии прототипов. Грузовики же были более простыми, но все еще очень гармоничными.
Максимальная интеграция с ГАЗ-69 позволила сделать первую "Буханку" быстро и недорого.
Рама также осталась практически без изменений. Мосты были стандартными (колея 1440 мм, база 2300 мм, по параметрам ГАЗ-69), автомобиль оснащался трехступенчатой коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой.
Двигатель, устанавливаемый на первые образцы, также был стандартным и, как у ГАЗ-69 и "Победы", был нижнеклапанным с рабочим объемом 2,1 литра и мощностью 52 л.с. Но поскольку полная масса фургона УАЗ-450 при грузоподъемности 750 кг превышала массу ГАЗ-69 примерно на 400 кг, серийный автомобиль оснащался двигателем с увеличенным объемом 2,4 литра и максимальной мощностью 65 л.с. Этот двигатель использовался и на некоторых экспортных "Козликах", а аналогичная версия устанавливалась на первую "Волгу" ГАЗ-М21.
Бортовой автомобиль УАЗ-450Д, фургон УАЗ-450 и санитарный УАЗ-45А имели двери, открывающиеся против движения (видно на фото по ручкам дверей), как у горбатого Запорожца, и сдвижные окна. Вскоре двери стали крепиться к передним стойкам (так было надежнее), но только в 1962 году на автомобили стали устанавливать штатные стеклоподъемники.
Уже в 1957-1958 годах был построен опытный образец микроавтобуса УАЗ-450В. Однако производство сложных модификаций для завода надолго затянулось. Кроме того, пассажирская версия не была приоритетной. Тем не менее, здравый смысл подсказывал: что может быть сложнее, чем добавить сиденья и полностью остеклить кузов?
Как ни странно, но именно производство упрощенной заднеприводной версии семейства УАЗ-451 послужило толчком к первой модернизации "Буханки": до появления ЕрАЗа на рынке появились более простые, дешевые автомобили (кроссоверы, говоря современным языком, тем же клиренсом в 220 мм) были единственными в СССР в своем классе.
Рама была немного переработана и усилена, а силовой агрегат сместили немного назад. Водитель получил немного свободнее, эргономика была довольно условной. Честно говоря, советские универсалы были довольно суровы к водителю, и в первых УАЗах водитель находился довольно близко к рулю, нормам безопасности в то время внимания уделяли немного. В то же время кузов был усилен и оснащен задними распашными дверями, а также боковыми дверями для грузового отсека.
Производство семейства УАЗ-451 началось в 1960 году параллельно с модернизированным полноприводным вариантом семейства УАЗ-452, с запуском которого в 1965 году все автомобили УАЗ стали оснащаться ульяновским верхнеклапанным двигателем объемом 2,45 л и мощностью 70 л.с., 4-ступенчатой коробкой передач и усовершенствованной раздаточной коробкой.
В 1967 году наконец началось серийное производство микроавтобуса УАЗ-452В. Однако эти автомобили выпускались в небольших количествах и шли в основном на экспорт. Однако бортовые грузовики, фургоны и машины скорой помощи вошли в обиход не только в армии, но и в сельской местности, а также в больших и малых городах. Грузовики ценились за достаточно надежную и простую конструкцию (мелкие поломки и постоянное подтекание смазки из всех точек считались обычным делом), а полноприводные - за отличную проходимость.
Буханка", похоже, не изменилась за десятилетия. Однако это не совсем так. Рама, кузов и рессорная подвеска не претерпели изменений, но все остальное было обновлено. Правда, очень медленно: модернизация УАЗ-452 началась в середине 1970-х, а все задуманное в то время было реализовано ...... только в 1985 году! Автомобиль оснащался модифицированным ульяновским двигателем мощностью 78 л.с. с сухим воздушным фильтром, герметичной системой охлаждения и системой вентиляции картера. Появилась двухконтурная тормозная система с вакуумным усилителем, гидравлический привод сцепления, телескопические амортизаторы и новый рулевой вал.
Однако этот длительный процесс был завершен практически одновременно с началом экономических и политических потрясений. Спрос на автомобили со стороны военных, традиционно являвшихся основной клиентской базой, а также со стороны остального мира, резко упал. Это послужило стимулом для внедрения долгожданных новых улучшений, но они были недоступны в условиях, когда чиновники из "руководящих органов", а не заводы, решали, что и в каком количестве производить.
В 1990 году наконец разрешили продажу УАЗов частникам, вот тут завод УАЗ начал модернизировать свои автомобили.
Появились версии с двойной кабиной УАЗ-3909 "Фермер" - бортовые грузовики и фургоны; гражданская грузопассажирская версия УАЗ-39625 "Скорая помощь" - бортовой грузовик и фургон. Наконец, в небольших количествах выпускался удлиненный автомобиль с колесной базой 2500 мм. Некоторые автомобили оснащались ульяновским двигателем 2.9 (102 л.с.). Он был таким же старомодным, как и базовый двигатель, но, по крайней мере, прогресс налицо. Была предпринята попытка простого рестайлинга, но эта идея так и не была реализована до конца.
Тем не менее, внешний вид буханки остался без изменений до сих пор, но завод делал попытки сделать модели с новым кузовом и на новой платформе. О модели 3165 «Симба» мы расскажем в следующих статьях, а пока вот так видят новую буханку независимые дизайнеры, возможно когда то и завод УАЗ воплотит их в металле?
В интернет-магазине redbtr.ru вы можете приобрести запчасти на УАЗ-буханку - надежный и популярный автомобиль, который пользуется огромным спросом у владельцев внедорожников.
Наш магазин предлагает широкий ассортимент запчастей на УАЗ-буханку, включая двигатели, трансмиссию, подвеску, тормозную систему, систему охлаждения, электрооборудование и многое другое. Все запчасти проходят тщательный отбор и соответствуют высоким стандартам качества.
Мы предлагаем как оригинальные, так и неоригинальные запчасти на УАЗ-буханку. Оригинальные запчасти имеют гарантированное соответствие заводским характеристикам и обеспечивают надежное и безопасное функционирование вашего автомобиля. Неоригинальные запчасти, в свою очередь, обладают высоким качеством и доступной ценой, что делает их привлекательным выбором для многих автовладельцев.
Мы гарантируем быструю обработку и доставку заказов, а также предоставляем гибкую систему оплаты, включая наличный и безналичный расчет. Наша команда профессиональных консультантов всегда готова помочь вам с выбором и ответить на все ваши вопросы.
Заказывайте запчасти на УАЗ-буханку в интернет-магазине redbtr.ru и обеспечьте бесперебойную работу вашего автомобиля. Мы гарантируем высокое качество и доступные цены на все наши товары. Покупайте с уверенностью и доверьте ремонт вашего УАЗ-буханки нам!