Актуален ли сегодня, в 2024 году, лодочный мотор разработки 60ти летней давности?
Для начала кратко про его историю. Более подробную информацию можно найти в интернете (или узнать у своего деда - водомоторника).
В начале 1960-х годов Ульяновский моторный завод, который к тому времени уже много лет выпускал лодочный мотор "Стрела", начал разработку нового изделия.
Главным конструктором Ефимом Иосифовичем Фишбейном (вместе с коллективом, конечно) к 1964 году был подготовлен в производство новый лодочный мотор "Ветерок" мощностью 8 л.с. В 1965 году его запустили в производство. В последующие 2 года был подготовлен и запущен в производство более мощный "Ветерок-12". В 78м году "Ветерки" получили бесконтактное зажигание с генераторной катушкой (Серия Э). К концу восьмидесятых заводчане серьёзно модернизировали мотор (Серия М). После развала Советского Союза, в новых условиях рыночной экономики конкурировать с наводнившими рынок импортными изделиями стало тяжело. Были попытки выйти на международный рынок (Серия Wind), производить импортные моторы по лицензии, но это не помогло. "Эффективный" менеджмент добавил масла в огонь и в августе 2008 года было окончательно прекращено изготовление "Ветероков" во всех модификациях.
Вот на дворе 2024 год, прошло почти 60 лет после начала производства "Ветерка" и более 15 лет после его завершения. Сегодня мы попробуем разобраться, кому и зачем нужен такой лодочный мотор в конце первой четверти 21ого века.
Экономика.
Для начала разберёмся с ценами. Авито подсказывает нам, что купить "Ветерок" можно от 10000 рублей в состоянии "сейчас откопаем и попробуем завести" до 45000-50000 рублей за новые с хранения (или откуда их там достают). При цене от 30000-35000 рублей моторы могут быть в отличном состоянии, как правило серии М, с тюнингом (модернизация зажигания, электростартер, тахометр, импортный карбюратор и т.д.). Поэтому возьмём за среднее 35000 рублей за аппарат в состоянии "сел и поехал". Теперь посмотрим аналоги и сталкиваемся с проблемой, что двигателей такой мощности почти нет, поэтому ближайшее это китайские моторы 9.8 л.с. от них и будем отталкиваться. Тот же Авито даёт понимание, что это будет примерно в 2 раза дороже. Крайне редко появляющиеся Ямахи и Хонды "за 60" в расчёт не берём - их состояние вызывает много вопросов, а цены на запчасти и их наличие отбивает желание испытывать удачу. Цены запчастей на "Ветерок" хоть и выросли в последние годы, но продолжают радовать на фоне импортных конкурентов (за редким исключением), а наличие даже на маркетплейсах позволяет прогнозировать оперативное лечение старого друга. Казалось бы, вот вариант бюджетно и мощно зайти в водомоторную тему (или подняться из более низкой группы 2-5 л.с.), но не всё так просто.
Качество.
Тот самый половник дёгтя в нашей кастрюле мёда. Качество отечественной продукции всегда было темой для анекдотов, а тут ещё это помножено возраст и архаичную конструкцию. Компенсировать это можно лишь отчасти: высококачественной притиркой и сборкой, а также частичной заменой родных деталей на импортные(в основном это подшипники и сальники). В остальном всегда остаётся шанс остаться без хода. К слову, на бюджетных китайских моторах это тоже присутствует, там ревизия также приветствуется.
Поэтому попробуем разобраться, кому же это нужно сейчас.
Целевая аудитория.
Как мне видится, в основном это 3 категории:
1)Люди, которые не могут или не готовые платить много за лодочный мотор по разным причинам. Это и отсутствие лишних средств в принципе, так и жабьи лапки на шее, не позволяющие заплатить более какой-то суммы.
2) Любители взрослых конструкторов, фанаты поковыряться в технике. Этакая отдушина, хобби. Люди которым просто интересно собрать своими руками, потом получить кайф от того, что это работает. Готовы потратить на тюнинг ещё стоимость мотора, да и в целом не особо считают траты - хобби же.
3) Симбиоз первых двух плюс люди имеющие "Ветерок" в качестве вспомогательного, не единственного движителя.
В Московском регионе встретить "Ветерок" проще в музее, чем на воде, да и в регионах, постепенно, они сходят на нет. Наличие разнообразных финансовых продуктов (кредиты, рассрочки) также подбивает всё больше людей на покупку более современной и надёжной техники, удобной в использовании и не требующей постоянного контроля и ухода.
Вы можете мне возразить, вспомнив про гибриды (современный недорогой 4х-тактный мотор на ветерковскую "ногу" взамен родного), но это тема отдельная и от заводского исполнения там остаётся немного.
Подводим итоги.
"Ветерок" сегодня может использовать только рукастый человек (делать его постоянно у мастеров на круг выйдет дороже, чем сразу купить современный лодочный мотор), которому интересно ходить на такой технике или есть понимание, что именно этот вариант сейчас наиболее целесообразен.