Тема дефицита топлива в России довольно часто мелькала, но постепенно ушла на задний план. Давайте разберёмся грозит ли нам дефицит топлива? Можем ли мы столкнуться с ситуацией, когда на заправке нет бензина или он появляется с перебоями? А что будет с ценами на бензин и дизтопливо?
Обязательно прочитайте комментарии к этой статье, там я регулярно дополняю статью новостями по этой теме.
Казалось бы, как это может быть?
Нас обзывали “заправкой”, у нас много углеводородов, мы являемся огромной страной с развитой сетью нефтедобычи.
Но постепенно, пользуясь тактикой тысячи порезов, нас толкают в пропасть под названием “топливная катастрофа”… Чтобы это понять - прошу дочитать до конца и заглянуть в комментарии, где я стараюсь вести блог всех важных "дополнений".
А что топливо значит для логистики?
Это кровь! Не будет солярки (или, хотя бы, наступит ее дефицит) - будут перебои с поставками товаров и продуктов. Компании будут вынуждены повышать уровни страховых запасов на складах, ведь вследствие добавления новых рисков математика будет толкать коэффициент оборачиваемости вниз и только вниз. Т.е. придется затаривать склады, чтобы избежать возможного дефицита. Либо мы будем вынуждены свыкнуться с дефицитом или низким уровнем сервиса.
Почему это я пришел к таким выводам.
Не будем углубляться в подробности последних новостей про дроны и НПЗ в разных областях РФ. Мы не политический канал, поэтому рассмотрим чисто закупочно-логистическую сторону вопроса. Ведь проблема усугубляется с каждым днем.
Достаточно посмотреть последние новости, или заглянуть в Википедию, любой другой общедоступный ресурс:
Проверяем статистику по общей мощности переработки нефти в РФ - это ни много, ни мало - порядка 328 млн тонн в год.
На скриншоте выше я выделил лишь атаки на крупнейшие НПЗ России! В комментариях к статье я буду дополнять информацию об атаках на НПЗ.
А есть еще и менее крупные предприятия. По грубым подсчетам враги выключили у нас до 20% нефтеперерабатывающих мощностей. Причем выключают их надолго, поскольку беспилотники бьют не куда-нибудь, а по колоннам вакуумно-первичной переработки нефти, которые есть на каждом заводе, без которых никакого топлива не произведешь!
Согласно статистике из интернета - для ремонта/замены оборудования нужно примерно 1-2 года!!! А что, если во время ремонта еще прилетит?
Никто не знает ответа на этот вопрос…
Даже если делить потери пополам (что-то уже починили, где-то повреждение не было таким критичным) - это 10% мощностей страны!
Говоря проще - наша страна находится непосредственно перед логистическим коллапсом. Нехватка топлива непременно даст о себе знать.
По разным данным мы потеряли или частично утратили порядка четверти крупных НПЗ страны. Много ли это? Не знаю. Но чисто интуитивно - очень много.
Если взглянуть на карту, становится понятно, что работающие в европейской части России НПЗ, так или иначе, находятся под постоянной угрозой.
Ясно, что им нужна защита. А у нас “так себе” с защитой жизненно важных объектов по всему фронту.
Есть аргумент в защиту: в РФ достаточно НПЗ за Уралом, вплоть до Камчатки. Неужели они не смогут компенсировать потери? Частично могут. Но какой ценой? Давайте разберем логистику на составляющие. И это при том, что наш крупнейший НПЗ будет функционировать. А он находится в пределах 100 км от границы с Казахстаном. Задумайтесь… Это крупнейший НПЗ страны!
Перейдем к логистике: любое решение изменения логистического маршрута влияет на цепи поставок всех товаров по направлению.
Например, когда мы возили ЖБИ из Беларуси, каждый август мы сталкивались с проблемой вывоза готовой продукции из РБ по причине нехватки вагонов. И это была нерешаемая проблема. Вагонов просто не было, все были отданы под перевозку свеклы и другой сельскохозяйственной продукции. Поэтому приходилось затариваться продукцией за месяцы до этого неудобного периода. Иначе мы бы ежегодно сталкивались с дефицитом, а это крайне неприятная ситуация.
Клиенты привыкли к высокому сервису
И вот тут стоит открыть учебник логистики или же просто вспомнить уроки географии. Расстояние от Москвы до Екатеринбурга составляет порядка 1800 км.
Если раньше мощные НПЗ находились в пределах нескольких сотен километров от столицы России, то ближайший зауральский город расположен уже намного дальше. А за Уралом расстояния увеличиваются кратно.
Например, расстояние от Омска до Москвы - порядка 2660 км… Вагоны, цистерны - без разницы, какой будет выбран метод перевозки. 40% топлива в РФ перевозится ЖД транспортом.
Это не нефть или газ, которые можно пустить по трубам.
Расстояния от ближайших НПЗ за Уралом, откуда будут запитываться наши топливные хранилища в центральной части России, а далее - заправки и прочие промышленные объекты, кратно больше, чем были. И мы еще должны не забывать про линию фронта, она гораздо западнее Москвы.
Хотелось бы выложить результаты компьютерного моделирования цепей поставок нефтепродуктов из-за Урала с использованием конкретных данных, но нельзя. Не то время.
Поэтому мы однозначно столкнемся с двумя проблемами:
- Рост цен на топливо.
- Дефицит топлива.
Вторая проблема пока не видна обычному обывателю, просто мы еще не прошли критическую точку, когда оставшиеся НПЗ не будут справляться с нагрузкой. Или же логистика будет добавлять проблем. К примеру, топливо вроде бы есть, но ЖД состав перевернулся где-то в Сибири по пути в ЦФО, потому что некие диверсанты открутили гайки на ЖД полотне…
Чтобы вам не показалось, что я навожу панику, выложу некоторые расчеты. Дабы было понимание, что не все так просто и с любой напастью можно бороться.
На скриншоте ниже я изобразил моделирование поставок при следующих условиях:
- размещаем заказ каждые 2 недели
- производится и доставляется заказ строго за 8 недель
- желаемый уровень сервиса (достаточности запаса) - 99%
Остальные параметры описывать не буду, все достаточно подробно изложено в моих видео, очень рекомендую с ними ознакомиться, будет намного понятнее читать данную симуляцию.
На что я прошу обратить внимание - средний запас равен 190,6 единицам. Но выше я сказал, что поставки идут строго каждые 8 недель. А что, если будет дефицит топлива и доставка будет иногда запаздывать?
Давайте представим 1 неделю возможной задержки поставки и смоделируем ситуацию еще раз!
Средний запас для обеспечения заданного уровня сервиса (99%) уже стал 200,8 единиц.
Итого: мы видим 5% увеличение размера среднего запаса! А что, если поставка будет задерживаться еще дольше, на 2 или 3 недели?
Ответ прост - готовимся на 10-20% увеличивать размеры запасов.
Но есть еще одна проблемка - топливо будет стоить дороже. Поэтому стоимость денег тоже будет “давить” на экономику.
И все это обязательно должно закладываться собственниками бизнесов в свой бюджет.
Необходимо разрабатывать стратегии выхода из подобных ситуаций.
А обычному обывателю придется только платить… Кстати, тут даже вопрос не всегда про деньги. Год назад мне нужно было на Камаз найти правую полуось. Вроде бы это простая задача. Но в Москве товара не было даже у официалов. Все ушло на СВО. Там наша техника требовала ремонта, коммерческая техника не стояла в приоритете (и это - правильно). А что, если и с топливом будет подобная ситуация?
Будем ездить через день :). Больше ходить пешком. Пересядем на общественный транспорт. Шучу, но в каждой шутке лишь доля шутки.
На этом я хочу закончить свой негативный прогноз. Надеюсь, он не оправдается.
P.S. Продолжение темы про дефицит топлива:
Оставьте ваш комментарий , относительно прогнозов по данной теме, очень интересно ваше мнение!
Если вам понравилась эта статья, то почитайте следующие:
- #бензин #топливо #дефицит #ДефицитТоплива #ТопливныйКризис #Нефть #Нефтепереработка #Логистика #Поставки #ТопливоРоссия #ЭкономикаРоссия #Транспортировка #НефтянаяПромышленность #ТопливнаяКатастрофа #ЦепиПоставок #ЗапасТоплива #Промышленность