Найти тему
Каталог ВПИ

Что стоит знать о Новгородской республике?

Во время феодальной раздробленности на Руси Новгород оставался самым богатым и посвященным городом, и даже татаро-монгольское иго до него дошло. С самого начала основания Русского государства здесь избирался правитель и не только, на вече - собрании горожан для решения общественных дел. Эта статья будет посвящена изучению основы новгородского строя и не только, но саму историю буду затрагивать лишь частично.

Формирование Новгородской республики

Новгородская боярская республика – период в политической истории Новгородской Земли, охватывающий 1136-1478 гг. Средневековый Новгород был столицей большего государства, простиравшегося от Верхней Волги до Балтийского и Белого морей.

После восстания 1136 года, положившего конец правлению в Новгороде князей-наместников, присылаемых из Киева, законодательным органом в городе стало вече. После долгих и обычно бурных прений вече принимало решение путем голосования. Воля большинства становилась законом. Помимо общегородского существовали и другие вече.

На вече избирались высшие должностные лица города – посадник (управитель исполнительной и судебной властей), тысяцкий (руководитель ополчения) и даже архиепископ (глава церковной организации, официальный представитель Новгорода в его внешних сношениях). Вече решало и вопрос о заключении соглашения с тем или иным князем. Согласно договору, князь и его дружина обязаны были защищать новгородские рубежи от внешних врагов. Иногда князя привлекали и к решению вопросов внутренней жизни города. На время своей службы он получал в Новгородской земле некоторые владения – княжеский домен. Понятно, что в случае изгнания князь тотчас терял все это.

Новгородцы внимательно следили за тем, чтобы приглашенные Рюриковичи не нарушали условий «контракта», а главное – не посягали на верховную власть. Даже княжеская резиденция была на всякий случай устроена за три версты от города, в древнем урочище Городище. Достаточно было одного лишь подозрения в самоуправстве, и вече принимало роковое решение. На место одного князя новгородцам не трудно было найти другого: это была почетная, а главное прибыльная должность. Впрочем, случалось, что изгнанного князя со временем опять приглашали на новгородский стол (яркий пример того Александр Невский).

По форме новгородская политическая система выглядит весьма демократичной. Однако это была демократия для аристократии. Ведь степень допустимой личной свободы в обществе всегда прямо пропорциональна его материальному благополучию. По сравнению с другими русскими городами Новгород казался богачом. Но в действительности его богатства, а соответственно и политические права,  были распределены среди населения крайне неравномерно.

-2

Немного о новгородском строе

Жизнь в самом Новгороде была не столь однообразной и безысходной, как в его бескрайних  провинциях. Но и здесь существовали свои законы. Полноправными гражданами считались лишь домовладельцы, главы больших семей. Впрочем, и они не были вполне свободны в своем выборе. Подлинными хозяевами города и земли были несколько древних боярских кланов, которые, как мощные магниты, собирали вокруг себя остальных горожан. За пределами города боярам принадлежали огромные вотчины, в которых жили тысячи крестьян. А в самом Новгороде они владели обширными усадьбами, на территории которых жили десятки людей. Это были не только боярские слуги и холопы, но и свободные горожане, арендовавшие у боярина место для своей избушки.

Клановая основа новгородского строя сложилась, вероятно, как наиболее эффективная в условиях оживленной торгово-промышленной деятельности горожан. Проходивший через Новгород путь «из варяг в греки» манил выгодами торговли, а бескрайние северные леса таили в себе запасы пушнины. И торговля, и промыслы были занятием весьма рискованным, требовавшим сплоченности, соединения сил и средств всецело доверяющих друг другу людей. Руководство этими начинаниями обычно брал на себя боярский клан. Именно боярские кланы сбросили в 1136 году власть киевских князей-наместников и взяли власть в свои руки, предусмотрительно поделившись ее малой толикой с рядовыми горожанами.

Правом решающего голоса на новгородском вече обладали «300 золотых поясов». Однако и рядовые новгородцы могли приходить на вечевую площадь, слушать речи ораторов, поднимавшихся на высокий помост, так или иначе выражать свои эмоции. В этой на первый взгляд стихийной жизни толпы была своя механика. Основой новгородского общества была сплоченность. Объединившись на той или иной основе люди имели больше шансов на успех в суровой борьбе за выживание. Помимо сплоченных родственными отношениями боярских кланов в Новгороде существовали объединения по профессиональному признаку, по территориальному признаку (жители одной улицы) и по политическому признаку. Именно столкновение корпоративных интересов придавало политической жизни Новгорода необычайный динамизм. Вечевые дискуссии часто завершались массовыми драками, а те в свою очередь порой перерастали в смуту. В таких случаях в роли миротворца  выступал архиепископ. С крестами и иконами, в сопровождении всего соборного духовенства он выходил из своей резиденции и становился между сражающимися. Только тогда все прекращалось.

Как и любая политическая система, Новгородская боярская республика прошла свой путь развития. За три с лишним века в ее истории менялись полномочия должностных лиц, создавались новые структуры управления, возвышались и рушились боярские династии. Однако общая тенденция состояла в медленном, но неуклонном сосредоточении всей власти в руках узкого круга высшей аристократии. И чем меньше демократических иллюзий оставалось у рядовых горожан – тем сильнее была их ненависть к знати.

-3

Спасибо за внимание! Жду критики!