Найти тему

Виктор Васнецов не стал эмигрантом, а лишь шагнул в мир сказки

Я всегда был убежден, что в сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим... Виктор Васнецов

Противоречивый!

Невероятно сказочный!

Наш истинно народный художник!

Им восхищались и тут же обвиняли!

Считали малярным мастером и гением одновременно!

А он просто трудился, найдя свою нишу в огромном творческом мире, которая затерялась, запряталась в тихих, незаметных уголках русской природы.

Виктор Васнецов - истинный патриот своей страны, художник, оставивший яркий и неповторимый след не только в русской, но и мировой культуре. А в самые непростые революционные годы он создал удивительную серию картин "Поэму семи сказок", тем самым запечатлев прекрасную и утраченную Русь, которую нежно и преданно любил всем своим огромным сердцем и широкой душой. От легкой руки художника оживала сказка, маня в свой волшебный мир былин, сказаний и русского фольклора.

В. Васнецов. Автопортрет, 1873 год
В. Васнецов. Автопортрет, 1873 год

Всмотритесь в этот автопортрет внимательнее...Васнецову всего 25 лет...грустный и немного задумчивый взгляд, полный благородства и изящества. В глазах - нежность, невероятная доброта, удивительная сила и внутренняя красота...и хочется не дышать, но лишь смотреть, наполняясь энергией и благодатью...

Итак, где-то на просторах Вятской губернии спряталась небольшая деревушка Лопьял, в которой 15 мая 1848 года и родился будущий художник. Отец был священником. В семье - шесть детей и все мальчишки. Мать умерла очень рано, а отец старался привить любовь к религии, уважение к старшим, желание к учебе. Васнецовы занимались резьбой по дереву, читали научные журналы, рисовали, а в это время сама жизнь, по своему разумению, формировала и закладывала основу будущего пути.

Я жил в селе среди мужиков и баб, любил их попросту, как своих друзей, слушал их песни и сказки, заслушивался еще на посиделках при свете и треске лучины...

В. Васнецов

Виктор с самого детства сильно увлекался поверьями да легендами, сказками да сказаниями вятской земли. Не наука, а чудеса привлекали маленького Васнецова. И было заметно, что мальчишка талантлив, так как рисовал с раннего возраста. Только возможности семьи были ограничены и вместо художественной школы отправляют Виктора учиться в Вятское духовное училище, а затем в семинарию. Но мальчишка-то повзрослел и в 1867 году оставляет учебу, отправляясь в Петербург. Отец, как мудрый человек, противиться не стал, а более того, дал свое благословение на богоугодное дело.

Виктора зачислили в Академию сразу же, однако, по досадной случайности, он этого не узнал, просто извещение не нашло своего адресата. Но все, что происходит в жизни, идет нам только на пользу. Год он провел в Обществе поощрения художников, где оттачивал свое мастерство, рисовал иллюстрации к журналам и книгам, проводя частные уроки.

Уже в Академии Васнецов знакомится с Репиным, Крамским, Антокольским... Его художественный талант замечает профессор П. П. Чистяков, всячески поддерживая и ободряя своего ученика.

Много тепла и света внесли в мою жизнь беседы с Павлом Петровичем Чистяковым... В. Васнецов

В 1870 году умирает отец художника и Виктор возвращается домой, чтобы поддержать и помочь домашним. Обратно он вернется со своим братом Аполлинарием, который тоже станет художником. Васнецов работает над иллюстрациями к азбуке, сказкам: "Жар-птица" и "Конек-Горбунок", но также и над отдельными картинами. Жить станет сложнее, художник не регулярно посещает занятия, а затем совсем забросит Академию, получив в 1874 году удостоверение о том, что состоял в числе учеников.

В 1875 году Васнецов входит в группу Передвижников и участвует в выставках. Он пишет о том, что знает с самого детства, показывая тяжелую жизнь крестьян и горожан, приближая искусство к народу.

В. Васнецов "С квартиры на квартиру", 1876
В. Васнецов "С квартиры на квартиру", 1876

Картина "С квартиры на квартиру" была выставлена на пятой выставке художников-передвижников. Приняли ее очень восторженно и с большой похвалой.

Что за бедные люди, что за печальная порода! Какая тоска и унылость вокруг! Критик Владимир Стасов

Промозглый город и нищие в отрепьях с узелком да старым кофейником в придачу...изгнанные, бредущие в полную неизвестность...бездомные...лишь отчаяние в глазах, ни малейшей надежды на чудо...тоска...низкое, свинцовое небо словно цепляется за шпиль Петропавловской крепости, грязный снег и парящие птицы, как вестники беды...

Картину заметил Павел Третьяков, а передвижники были уверены в том, что Васнецов будет и дальше писать в одном с ними направлении. Да не тут-то было, Виктор сомневался, искал свой путь, то, что близко только его душе, то, от чего щемит сердце. А в это время Репин и Крамской зовут в Париж, настаивая на обязательной поездке. Только Васнецов не оценил столицы Франции, не впечатлился новыми направлениями и выставками. Проживши год в предместьях Парижа, вернулся на родину с эскизами и акварелями, да картиной "Балаганы в окрестностях Парижа".

В. Васнецов "Балаганы в окрестностях Парижа", 1877 год
В. Васнецов "Балаганы в окрестностях Парижа", 1877 год

А затем случило то, что так необходимо в жизни каждому - Любовь...яркая, удивительная и самая прекрасная на свете...одна на всю жизнь, как награда, как счастье небес...

Еще в 1871 году Васнецов выехал из Петербурга к своим, в Рябово...планировал отдохнуть и отогреться душой, но задержался... Почему? Все дело в женщине! Сашенька Рязанцева - удивительный, нежный ангел, которая завладела мыслями и сердцем художника...Саша - молчаливая девушка со строгими внимательными глазами, она, как никто другой умела слышать... И уже из Парижа Васнецов поехал к юной барышне, чтобы уже никогда с ней не расставаться. Повенчались и прибыли в Петербург законными супругами перед Богом и людьми. Прожили Васнецовы в любви и согласии полвека, в браке у них было пять детей. Со временем перебрались в Москву, этот город оказался художнику ближе и роднее.

Через Мясницкую и Лубянку, Кузнецкий мост и Охотный ряд привез извозчик Васнецовых в один из переулков Остоженки, в деревянный небольшой дом, окруженный садом. Поленов и Репин заранее позаботились об устройстве быта своего друга. В те далекие времена Москва была город-усадьба, а небольшие деревянные дома утопали в зелени и плодовых деревьях. Многочисленные нарядные церквушки сверкали золотыми куполами. Такая удивительная патриархальность сохранялась в Москве до начала XX века.

В городе многое казалось невероятным и удивительным. Часто художник, возвращаясь домой с обычной прогулки, говорил жене: "Сколько я чудес видел!" Наверное это прекрасная особенность человека - замечать чудеса в простом и обыденном!

В. Васнецов Портрет А. В. Васнецовой, 1878 год
В. Васнецов Портрет А. В. Васнецовой, 1878 год

И начался второй этап творчества художника, который прочно был связан с "преданием глубокой старины". Меняется восприятие, стиль написания работ, художник раскрывается, звучит, чувствуя легкость и свой громадный творческий потенциал.

Картина "После побоища Игоря Святославовича с половцами" (на основе "Слова о полку Игореве") стала первым шагом нового пути. Собратьями-художниками встречена она была очень холодно, было решено, что работа никудышняя. Однако учитель Васнецова Павел Чистяков поддержал и оценил по достоинству...

Таким далеким, таким грандиозным и по-своему самобытным русским духом пахнуло на меня…

В. Васнецов "После побоища Игоря Святославича с половцами", 1880 год
В. Васнецов "После побоища Игоря Святославича с половцами", 1880 год

Крамской оценил необычное творение Васнецова, словно предугадывая ее будущность для потомков и русской культуры: "...трудно Васнецову пробить кору рутины художественных вкусов. Его картина не скоро будет понята. Она то нравится, то нет, а между тем вещь удивительная..."

И Третьяков, не считаясь с мнением окружающих и критиков, а полагаясь только на свое чутье, приобрел картину для своей коллекции.

Художник же не отказывается от своей идеи и не сворачивает с намеченного пути, а все больше и больше погружается в русскую старину и фольклор, будто возвращается в детские годы, отдаляясь от передвижников и реализма. И уже пишет новую работу - "Ковер-самолет".

В. Васнецов "Ковёр-самолёт", 1880 г.
В. Васнецов "Ковёр-самолёт", 1880 г.

Эта картина писалась по заказу мецената С. Мамонтова. Прекрасный Иван-Царевич возвращается с победой, а рядом с ним - клетка с Жар-птицей. Испытание завершено, впереди только светлое время и радостное будущее. Удивительно, но работу приняли с большой иронией, когда Васнецов представил ее на выставке Товарищества передвижников в 1880 году. Художника обвиняли в недостатке художественной фантазии и даже профессиональной непригодности.

Виктор Васнецов принимал критику весьма спокойно и с еще большим упорством шел к своей цели и летом 1880 года начинает новую работу - "Аленушка". И в ней не иллюстрация сказки, а лишь собирательный образ народный, поэтический и очень понятный... Очень необычное определение для этой картины дал И. Грабарь - "не то жанр, не то сказка".

Аленушка как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества, чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом повеяло от нее... В. Васнецов

В. Васнецов "Аленушка", 1881 год
В. Васнецов "Аленушка", 1881 год

Отчаяние и горечь, а в глазах - вся драма жизни, скорбь души и боль сердца. И обычный человек принимает эту картину, как отражение своей тяжелой доли. И сердце человеческое тянется к теплу, любви, ласке, чтобы прочувствовать, прожить, успеть...и тоска в природе, серые облака, совсем нет солнышка...полумрак...здесь нет сказочных деталей, но лишь пронзительное звучание грусти...

Но работа притягивает своей обаятельностью, волнует проникновенностью и лиричность, она как песня протяжная и прекрасная...

Но наверное самым важным произведением Виктора Васнецова стала картина "Богатыри". От идеи до воплощения прошло почти 20 лет. Фигуры трех былинных защитников художник писал с натурщиков, настоящую одежду которым позаимствовали из запасников Исторического музея. Трое русских богатырей: Илья Муромец - сила и стойкость, Добрыня Никитич - мудрость, Алеша Попович - поэтичность души русской.

В. Васнецов "Богатыри", 1881-1898гг
В. Васнецов "Богатыри", 1881-1898гг

И редкие вкрапления нежных полевых цветов добавляют лиричности и душевности. Плавные холмы с темными, могучими лесами вторят богатырям, чувствуется мощь и сила русского народа.

Во всех сказочных картинах Васнецова есть русский дух, он не продолжает чей либо традиции, но создает свое. Это не сюжеты сказок, не иллюстрации, но лишь "предания глубокой старины". В жизни все может меняться, трансформироваться - политический строй, мода, творческие направления, но есть то, что неизменно, постоянно, оно в нашей крови - Серый Волк и Иван-Царевич, Аленушка и Баба-Яга, Богатыри русские, Витязи на распутье - и время для них остановилось, замерло...

Художник не уехал в эмиграцию, но и революцию не принял, он словно погрузился в свой сказочный мир преданий и легенд. События 1917 года выдернули художника из обычного уклада и художественной жизни общества. Он создает иллюстрации к русским народным сказкам: "Спящая царевна", "Царевна-лягушка", "Царевна Несмеяна" и многим другим.

В 1918 году у художника отбирают его имение Новое Рябово. Многие этюды, картины и зарисовки бесследно исчезли. Для Мастера это был сокрушительный удар, всей своей русской душой он был привязан к имению, набираясь сил и энергии для творчества, вдохновения.

Виктор Михайлович несмотря на свой преклонный возраст, голод, нехватку топлива и материалов для творчества, продолжает работать в своем московском доме. От суровой действительности его спасает мир сказки.

В. Васнецов "Сивка-бурка", начало 1920-х гг
В. Васнецов "Сивка-бурка", начало 1920-х гг

В последние десятилетия своей жизни Виктор Васнецов много размышляет о добре и зле, о назначении и роли человека на земле. Дневник художника хранится в Доме-музее В. Васнецова, являясь своего рода духовным поиском. Он размышляет о человеческой жестокости, малодушии, духе зла и внутреннем разрушении. Васнецов был уверен в том, что "в человеке восторжествовал дух зла, нарушена духовная заповедь Бога, вопреки страшной угрозе смерти, и вошла в мир человеческий смерть".

Зима 1925 года - в мастерской художника 9 градусов тепла...работать можно лишь пару часов в день. Персональной пенсии едва хватает на отопление... В последние месяцы жизни Виктор Михайлович уже не интересуется окружающим миром, событиями, он лишь перечитывает книги Л. Н. Толстого, радуется успехам детей. Часто приходит брат Аполлинарий и художник М. Нестеров, племянник Всеволод.

23 июля 1926 года после вечернего чая Мастер встал из-за стола, сделал несколько шагов и упал...его сердце остановилось...ему было 78 лет...а на мольберте остался не оконченный портрет Нестерова...

Кем стали дети Виктора Васнецова? Старшая дочь Татьяна окончила Московское училище живописи, стала художницей. Борис обучался в техническом училище. Алексей окончил естественно-исторический факультет Московского университета. Михаил - математический факультет Московского университета, написал много научных статей по астрономии. Владимир стал профессором, основал кафедру ихтиологии в Московском университете.

За свою творческую жизнь Васнецов создал множество прекрасных работ и иллюстраций, которые нам всем хорошо знакомы. Его яркие образы учат доброте, преданности, верности. А картины любят с самого раннего детства, они стали такими родными и какими-то до боли своими, народными.

Этот удивительный, волшебный фонарик, зажженный Мастером, светит до сих пор в самой непроглядной тьме, когда кажется, что краски сгущаются и надежды нет...художник был уверен в том, что искусство "нам дано для любви и утешения", оно способно объединить, сплотить русский народ, нести духовное и светлое начало...удивительный и неповторимый свет души, тепло сердца...

Всегда с вами - Летящая стрекоза))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))