Давайте немного поупражняемся в формальной композиции.
Понятие композиционного центра всем знакомо. Это, просто говоря, то главное место на картине, куда устремляется взгляд человека, разглядывающего произведение художника. И это главное место в картине, хоть и называется центром, совсем не обязательно находится в геометрическом центре всего изображения. Оно привлекает взгляд не просто своим расположением, но и другими свойствами деталей композиции.
Конечно, для произведения искусства, скажем, живописи или графики, композиционный центр тесно связан со смыслом и сюжетом. Главное в произведении так художником и выделяется, он пользуется композиционными средствами.
А какими конкретно средствами? Как можно выделить композиционный центр, скажем, в абстрактной композиции, состоящей из неких пятен?
Можно попробовать. Это будет напоминать игру или головоломку.
Вот несколько абстрактных, очень простых композиций из пятен, имеющих геометрические очертания. И в каждом форэскизе имеется композиционный центр, хотя эти рисунки далеко не полноценные картины. Но всё-таки это уже композиции.
В верхнем ряду первый эскиз. Композиционный центр - это круг, который формой отличается от остальных элементов и этим притягивает внимание.
Вторая картинка - из квадратов. Центр привлекает внимание за счёт размера. Форма элементов в данном случае одинакова.
Во втором ряду - первая картинка - мелкие треугольники. Композиционный центр выделяется тем, что эти одинаковые треугольники сбились в группу.
Вторая картинка - овалы, одинаковые по форме, но разные по тону. Понятно, где центр, это белая фигура среди тёмных.
А крайние справа форэскизы в верхнем и нижнем ряду - это композиции, где собраны в новое взаимодействие элементы из двух предыдущих. Элементы в этих картинках подобрались совсем разнородные, но композиционные центры все равно образовались, притягивая к себе внимание за счёт сочетания разных свойств и расположения. Мы легко находим эти центры взглядом, не рассуждая. Хотя порассуждать можно, это будет не очень простое рассуждение, и достаточно интересное. Когда мы увидим, что на выделение композиционного центра работает уж не одно свойство элементов, а несколько.
А какими ещё средствами можно выделить композиционный центр? Кроме формы, тона, размера и расположения? Цветом, конечно.
А здесь - и цветом, и формой.
Чем сложнее изображение, тем более разнообразные средства у художника. Можно выявить смысловой и композиционный центр картины, используя разную обработку элементов штрихом, характером линии, фактуры, и, наверное, есть и другие возможности.
И в формальных композиционных упражнениях можно решать сначала простые, а потом и более сложные задачи. Такие упражнения, думаю, полезны для любого реалиста, который хочет сделать свои картины максимально выразительными.
О свойствах композиции можно почитать ещё статьи по ссылке.
Подписывайтесь на канал, а ещё у меня есть канал в Телеграме, где можно пройти удаленный курс по перспективному построению в рисунке.