Найти в Дзене
PuzzleMaker

И.С. Бах. Концерты для скрипки с оркестром

Всем - здравствуйте! Вот какая сегодня пластинка: Сразу скажу: хорошая музыка. Душевная. Кстати, в своих "виниловых" статьях я часто упоминаю свою специальную полочку "Pro Anima" ("Для души"), на которой у меня стоят самые-самые любимые пластинки. Вот эта самая полочка: Слева - проигрыватель, за ним - фотография с моей яхтой (этой фотографии уже 30 лет!), справа - ноутбук с программой оцифровки пластинки, ну а в центре композиции - упомянутая полочка. Сверху на ней стоит модель галеона "Сан Джованни Батиста". А вот полочка крупным планом: Её я сделал (вместо совсем старой и очень древней) прямо на кануне нынешнего Нового Года, то есть днём - вечером 31 декабря 2023 года. Материал - сосновый массив. Финишное покрытие - три слоя очень жидко-разведённого яхтного лака. Ну а теперь про музыку на сегодняшней пластинке! *** Скрипичные произведения Иоганна Себастьяна Баха принадлежат к сокровищам мирового музыкального искусства. Его концерты, сонаты и партиты для скрипки относятся к лучшим обр

Всем - здравствуйте!

Вот какая сегодня пластинка:

-2

Сразу скажу: хорошая музыка. Душевная.

Кстати, в своих "виниловых" статьях я часто упоминаю свою специальную полочку "Pro Anima" ("Для души"), на которой у меня стоят самые-самые любимые пластинки.

Вот эта самая полочка:

-3

Слева - проигрыватель, за ним - фотография с моей яхтой (этой фотографии уже 30 лет!), справа - ноутбук с программой оцифровки пластинки, ну а в центре композиции - упомянутая полочка. Сверху на ней стоит модель галеона "Сан Джованни Батиста".

А вот полочка крупным планом:

-4

Её я сделал (вместо совсем старой и очень древней) прямо на кануне нынешнего Нового Года, то есть днём - вечером 31 декабря 2023 года. Материал - сосновый массив. Финишное покрытие - три слоя очень жидко-разведённого яхтного лака.

Ну а теперь про музыку на сегодняшней пластинке!

***

Скрипичные произведения Иоганна Себастьяна Баха принадлежат к сокровищам мирового музыкального искусства. Его концерты, сонаты и партиты для скрипки относятся к лучшим образцам скрипичной музыки первой половины XVIII столетия, являясь и поныне украшением репертуара крупнейших исполнителей.

Неизвестно, был ли Бах скрипачом-виртуозом, однако он, безусловно, отлично владел инструментом, великолепно знал его специфику, технические и выразительные возможности. Изумительные по богатству приемов изложения и тонкости письма солирующие партии, блестящее и колоритное звучание
скрипок в сочинениях для оркестра служат ярким тому свидетельством.

Скрипичные концерты Баха, как и большинство оркестровых и камерно-инструментальных сочинений, были написаны во время службы композитора при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского. Их создание приблизительно датируется 1720 годом. К сожалению, только три произведения этого жанра дошли до нас в оригинальном виде — концерты для скрипки ля минор и ми мажор и Концерт для двух скрипок ре минор (прочие концерты сохранились лишь в авторских транскринпциях для клавира, сделанных уже в Лейпциге).

Перед обращением к жанру концерта Бах тщательно изучил концерты своих современников — прежде всего Антонио Вивальди, чьи произведения он высоко ценил и неоднократно перекладывал для клавира и органа. От Вивальди Бах воспринял трехчастное строение цикла (быстрые крайние части обрамляют медленную среднюю), рондообразную структуру частей, где основная тема (ритурнель), излагаемая оркестровым tutti проходит в различных тональностях, чередуясь с развивающими эпизодами, порученными солистам, наконец, сам
принцип активного «концертирования» — состязания солистов и струнного оркестра. И в то же время могучая творческая индивидуальность композитора ощутима здесь в каждой ноте. В отличие от романтического импровизационного характера концертов Вивальди, сочинениям Баха присущи спокойная строгая величавость классическая уравновешенность при поразительном богатстве образов, глубина и мощь интеллекта, свойственная всему творчеству великого композитора. Бах привносит в жанр концерта полифонизацию музыкальной ткани, интенсивное мотивное развитие. Сквозь типичную рондообразную структуру нередко просвечивают тональные, а иногда и тематические соотношения, характерные для сонатной формы.

Эти черты отличают и Концерт для скрипки с оркестром № 1 ля минор, BWV 1041, который Альберт Швейцер называл «величавым в своей суровой красоте». Сохранилась авторская переработка этого Концерта для клавесина с оркестром в тональности соль минор (BWV 1058).

В основе первой части лежит сопоставление двух тем. Суровой драматической экспрессии полон оркестровый ритурнель появляющийся каждый раз в обновленном интонационном облике. Скрипка вступает с новой темой — напевной, щемяще-печальной. Обилие остро-звучащих мелодико-гармонических оборотов подчеркивает напряженность развития.

Во второй части, Andante до мажор, господствует благородная созерцательная лирика, не лишенная величественного оттенка. Основная тема, торжественно изложенная tutti, превращается в дальнейшем в остинатное сопровождение мелодии солиста, звучащей то светло и нежно, то, напротив, затаенно-скорбно.

Динамичное финальное Allegro assai по настроению перекликается с первой частью. Тема оркестра с имитационно-футированным изложением в обрамляющих проведениях здесь также чередуется с печальной мелодией скрипки, но контраст между ними сглажен пронизывающим финал моторным движением жиги, типичным для заключительных частей инструментальных циклов эпохи барокко.

Близкая образная драматургия присуща и двум представленным на этой пластинке двойным скрипичным концертам. Подобно Концерту ля минор, Концерт для двух скрипок с оркестром ре минор, BWV 1043 известен также в баховской транскрипции для двух клавесинов с оркестром в тональности до минор (BWV 1062).

Драматичная мелодия ритурнеля, пронизывающего первую часть, Vivace, содержит в себе нисходящий хроматический ход, придающий ей особую выразительность. Первоначально образуя четырехголосное фугато у tutti, она сменяется новым мотивом у солистов, вновь вторгаясь в развитие на гранях
формы.

Вторая часть — Largo, ma non tanto фа мажор — подлинный шедевр возвышенной и в то же время теплой и задушевной баховской лирики. На фоне скромного оркестрового сопровождения звучит имитационно-полифонический дуэт солистов, передающих друг другу прекрасную, естественно и непринужденно развитую напевную мелодию. Вторая тема не контрастирует первой, как бы дополняя ее. «Едва ли найдется такой любитель музыки, который не почувствовал бы чудесное спокойствие Largo, ma non tanto», — писал Альберт Швейцер.

В финальном Allegro с новой силой воскресают образы первой части. Бурной патетикой насыщена основная тема с ее напряженными каноническими имитациями, вихревыми триольными мотивами. Сольные партии широко развиты: солистам поручены мелодические голоса, в ритурнеле, они же излагают две новые темы, появляющиеся в эпизодах и вносящие своеобразные «островки» лирических контрастов.

С целью воссоздать оригинальное звучание авторских клавирных гранскрипций скрипичных концертов Баха, первоначальные версии которых не сохранились, были осуществлены их «обратные» переложения, многие из которых заслуженно пользуются широкой популярностью. Концерт для двух клавесинов с оркестром № 1 до минор, BWV 1060 известен в обработках для двух скрипок, для гобоя и скрипки и даже для трубы и скрипки в сопровождении струнного оркестра. На этой пластинке представлена редакция для двух скрипок.

Сдержанным мужественным драматизмом пронизана первая часть. суровый пафос великолепной основной темы с ее мерной поступью как бы «задает тон» всему Allegro. Сольные эпизоды выделяются интенсивностью развития мотивов ритурнеля, словно предвосхищая приемы сонатной разработки.

Музыка второй части, Adagio ми бемоль мажор, окрашена в нежные лирические тона. Здесь снова использован принцип полифонического дуэта солистов, сопровождаемого оркестровым аккомпанементом. Приглушенная звучность, мелькающие минорные «полутени» местами создают своеобразный, чуть таинственный колорит.

Третья часть, Allegro, вновь возвращает к исходным образам произведения. Единственная тема финала, структура которого близка к монотематичной старосонатной композиции, своим упругим ритмическим рисунком несколько напоминает бурре, но драматический характер как бы нивелирует танцевальные черты.

***

Имя Гидона Кремера широко известно любителям музыки в нашей стране и за рубежом. Зрелый художник, тонкий интерпретатор, он по праву занимает одно из ведущих мест среди молодых советских скрипачей.

Гидон Кремер родился в Риге в 1947 году. Начав заниматься музыкой в раннем детстве, он затем поступил в специальную школу имени Эмиля Дарзиня (класс доцента В. А. Стурестепа). Уже тогда Гидон дважды завоевывал первые премии на республиканских конкурсах скрипачей. Успешно выдержав встувительные экзамены в Московскую государственную консеркаторию, он был принят в класс профессора Давида Федоровича Ойстраха.

Годы учебы в консерватории ознаменовались рядом успешных выступлений Кремера на международных конкурсах: в 1967 году — на конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе (3-я премия), в 1969 — на конкурсе скрипачей в Монреале (2-я премия) и имени Паганини в Генуе (1-я премия). Но самого триумфального успеха Гидон Кремер добился в 1970 году на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, завоевав 1-ю премию и золотую медаль.

Гидон Кремер ведет интенсивную концертную деятельность в нашей стране и за рубежом. Репертуар артиста включает произведения русской и западной классики, сочинения современных зарубежных композиторов. Значительное место в его программах занимает советская музыка.

* * *

Татьяна Гринденко родилась в Харькове. Заниматься музыкой начала с шестилетнего возраста у педагога А. Козловичера в Харьковской музыкальной школе-десятилетке, продолжила свое музыкальное образование сначала в Ленинградской школе-десятилетке (у доцента Б. Сергеева), а затем в Центральной музыкальной школе и Московской консерватории в классе
профессора Ю. Янкелевича.

Первый значительный успех пришел к скрипачке в 1968 году: она получила золотую медаль и специальный приз «Орфей» на конкурсе IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии. В 1969 году Т. Гринденко стала победительницей (I премия} Всесоюзного конкурса скрипачей в Ленинграде, в
1970 году — лауреатом ТУ Международного конкурса имени Чайковского. В дни конкурса Д. Ойстрах писал: «Если бы на конкурсе присуждали приз за обаятельность и задушевность игры, то на него бесспорно могла бы претендовать Татьяна Гринденко. Она великолепно выступила».

Сочетание большой творческой воли с тонким поэтическим чувством составляет одно из примечательных и своеобразных качеств исполнительского облика молодой скрипачки.

***

Вот содержание пластинки:

-5

-6
И.С. Бах. Концерты для скрипки с оркестром. Сторона 1.mp4

-7
И.С. Бах. Концерты для скрипки с оркестром. Сторона 2.mp4

disco precedente

disco successivo

Виниловые пластинки из коллекции Андрея Устюжанина