Найти тему
Пахомов Петр

Священное время. Торжество Православия. День седьмый

Книга замечательного писателя, историка, краеведа Петра Паламарчука
Книга замечательного писателя, историка, краеведа Петра Паламарчука

Вот, и настал завершающий день первой седмицы, в который празднуется Торжество Православия. Праздник этот посвящен восстановлению иконопочитания в 842 году. В этом году умер последний Константинопольский патриарх иконоборец. Примерно, через год 11 марта (в этом году числа эти совпали) 843 года, в первое воскресенье Великого поста состоялся торжественный чин восстановления иконопочитания.
Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю. Эта процессия имела особый смысл – множество духовенства, монахов и мирян, участвовавших в ней, являло победу Православия над лжеучением, а преднесение участниками процессии святых икон утверждало догмат об иконопочитании. Вот что пишет Никифор Каллист Ксанфопул: «Царица очень обрадовалась, послала к патриарху и повелела собрать весь народ с честными крестами и святыми иконами в Великую церковь, дабы вернуть в нее святые образа и возвестить всем новое Божие чудо". Вскоре, когда все собрались в церковь со свечами, пришла и царица с сыном..." Во время литии они вышли и, пройдя по Константинополю со святыми иконами, божественным и честным древом Креста, священным и Божественным Евангелием, вернулись снова в церковь и совершили Божественную Литургию. Так ровно 1181 лет назад установился этот праздник. Потом сформировался и чин молебного пения на Торжество Православия. В нем прославляются святые и благочестивые люди, отстаивавшие православную веру, а хулители, еретики предаются анафеме. В первоначальной начальной церкви отлучение (анафема) происходило без особых обрядов. На Вселенских соборах анафемы стали возглашать во время особого обряда. На VII Вселенском соборе анафематствование было совершенно с некоторыми особенностями. На середину собрания были вынесены св. иконы и присутствующие на соборе лобызали их, воздали благодарение Богу, произнесли исповедание веры, а после этого возгласили анафематствование еретикам, многолетие здравствующим поборникам православия и вечную память защитникам Православия. По этой же схеме этот молебен совершается и сегодня. В советское время, естественно, было немыслимо провозглашение анафем, а сегодня, если мы посмотрим в современный чин анафем, то они многим покажутся понятными и разумными и более того просто в нынешнее время обострения духовной борьбы за сохранения Православие. Некоторые епархиальные архиереи его и совершают по этому чину. И более того неясно, кого они могут обидеть. Это своеобразное проведение границ Церкви.
https://www.youtube.com/live/yrQHeCUyDgc?si=-ssIcGEpf1dU2ss-
Но, ведь, до 843 года существовал Великий Пост и первая неделя поста. Еще до самого события Торжества Православия за этой неделей была закреплена память Всех святых пророков. И хотя в современном Типиконе (в отличие от древних Уставов) в названии первой недели поста память святых пророков не обозначена, песнопения и чтения этой памяти доныне сохраняются в богослужебных книгах. Современный литургист о. Михаил Желтов пишет: "Так, в современной Постной памяти Всех святых пророков посвящены: икос, канон (когда-то канон свв. пророкам пелся за утреней, а сейчас указан на повечерии вечером в первую неделю Великого поста), ряд стихир (в том числе, первые две стихиры на «Господи, воззвах», славники на «Господи, воззвах» и на хвалитех), седален и, главное, – литургийные чтения. Моисей, и Аарон, и все святые пророки прославляются как в литургийных прокимне и аллилуиарии первой недели Великого поста, так и в Апостоле (Евр 11. 24–26, 32 – 12. 2) и Евангелии (Ин 1. 43–51). В частности, в Евангелии повествуется о встрече Господа Иисуса Христа с Филиппом и Нафанаилом и вспоминаются следующие слова, сказанные Филиппом Нафанаилу: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в Законе и пророки – Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Многие годы меня, наверное, как и многих выпускников духовных школ удивляло, почему на этот великий праздник читается Евангелие отношения к нему не имеющее, ведь на молебне произносит 75 зачало от Матфея, вполне подходящее к этому дню: "Аще же и церковь преслушает буди тебе якоже язычник и мытарь..." Но, время идет, церковь возвращает свои знания, осмысливает многие неясные вопросы силами богословов, историков, канонистов Я уверен, что почти каждый недоуменный вопрос можно разрешить, найти на него правильный ответ, если подвизаться с прилежанием в духе. И нет случайностей, глупостей в таких важных предметах.