15 марта этого года ушёл из жизни Александр Ширвиндт - один из последних всенародно любимых актёров незабываемой эпохи советского театра и кино. Легендарная личность. Близкий друг Андрея Миронова. Его учитель и партнёр.
Человек, чьё имя и фамилия стали символом лёгкости и остроумного юмора.
Тот, кто согласился возглавить Театр Сатиры в начале 2000-ых, и продливший тем самым его звёздный статус почти на двадцать с лишним лет.
Педагог, режиссёр, писатель, конферансье, телеведущий, известный общественный деятель.Тот, кого все ласково называли дядя Шура...
Это всё он, и это всё о нём...
Я очень долго думал и размышлял: а стоит ли об этом писать?.. Тем более спустя почти неделю после случившегося...
Но потом всё-таки решил - стоит. Обязательно! Непременно нужно!!
Более того, это тот самый случай, когда никак нельзя промолчать! Это было бы оскорбительно и недостойно по отношению к его памяти.
Потому что то, что произошло 18 марта 2024 года в Театре Сатиры, выходит за всякие рамки понимания, и вообще становится порочной тенденцией подобного рода мероприятий. Так было на похоронах Николая Караченцова, Юрия Соломина, и наверняка ещё будет не раз повторяться. Но обо всём по-порядку...
*****
Когда из жизни уходит близкий и дорогой человек - это всегда неожиданно, больно и горько. Тем более, когда речь идёт о любимом и легендарном артисте.
И ты знал его лично, и не можешь проигнорировать этот факт. Не можешь не прийти и не проститься с человеком, сделавшим для тебя немало хорошего. Оставшим неизгладимый след в твоей жизни. Если ты испытываешь душевную потребность воздать должное человеку, прийдя к нему в последний раз.
Чтобы вспомнить ваши встречи, разговоры... Вспомнить то светлое прошлое, которое вас объединяет и связывает.
А тебя вдруг лишают такой возможности, не дают сказать последнее "прости" в самом буквальном смысле слова. Настойчиво отодвигают от гроба, став неприступной стеной на пути к нему, и выгоняют прочь на улицу, заявляя при этом, что "таково решение семьи"...
А зрительская любовь тут по-вашему ни при чём?! Или зрители вам нужны только и исключительно в меркантильных целях - для того, чтобы покорно прийти, возложить цветы, а дальше можно убираться восвояси?!..
Но ведь это же... как-то не по-людски, не по-человечески, не по-христиански в конце концов! Так нельзя!!
Тот редкий случай, когда хочется прийти в последний раз к дорогому тебе человеку и столкнуться лоб в лоб с бестакностью, грубостью и холодным псевдо-деловым расчётом отдельно взятых персон, получивших приказ "не пускать посторонних".
...Не пускать зрителя на гражданскую панихиду к своему кумиру - это в высшей степени жестоко. Нагнать целую тучу прессы и заставлять их мёрзнуть на улице, пока "семья попрощается" с усопшим... Простите, а у вас до этого момента не было времени осуществить это?.. Не проще ли тогда было вообще изначально сделать церемонию закрытой, только для своих?.. И официально объявить об этом во всеуслышание. Тогда не было бы никаких вопросов и всё стало бы на свои места.
Но тогда не было бы нужной "картинки" в новостях: не было бы толпы поклонников, бесконечного моря цветов, неподдельного людского горя и непроходящего чувства потери.
Не было бы нужного резонанса. Этого бы не поняли многие... И тогда видимо "семьёй" было принято "соломоново решение": пригласить всех, но пускать только избранных. Избранных кем, покойным, "семьёй", родственниками?..
Артист, тем более такой всенардно-обожаемый как Александр Ширвиндт принадлежит не только своей семье, но народу, своему зрителю, которого он при жизни уважал и привечал. Всегда, тем более в бытность своего художественного руководства театром с 2000 по 2021 год.
И вообще, всякое публичное прощание с народным артистом - это не частная церемония, не междусобойчик!..
Зритель не менее важен, чем близкие и друзья!..
****
Я имел честь работать рядом с Александром Ширвиндтом, бок о бок, в Театре Сатиры почти 5 лет с 1991 по 1995 год. До и после службы в армии.
Куда меня торжественно провожали всем миром, всем театром, включая ведущих актёров, и того же Александра Анатольевича Ширвиндта, в кабинете тогдашнего директора театра Александра Петровича Левинского.
Начал я свой трудовой путь в театре Сатиры в качестве монтировщика декораций, продолжил курьером, а закончил уже в должности администратора.
И это место работы, и люди работавшие там, никогда не были мне чужими. Так я считал до недавнего времени. Искренне считал, наивно полагая, что уж что-что, а проводить в последний путь любимых артистов можно всем желающим. И мне в том числе. Для того, собственно, вся эта траурная церемония и организуется. Как же я ошибался!... Пожалуй впервые в своей жизни я столкнулся с подобным: ощутил себя человеком 2-го или даже 3-го сорта. Недостойным того, чтобы просто возложить цветы, постоять у гроба усопшего артиста, остаться на гражданскую панихиду, проникнуться соответствующим настроением. Проститься, наконец с тем, кто дорог.
Но меня, как и всех простых зрителей, пришедших к Александру Ширвиндту лишили этой возможности!
Максимум, что было позволено в этот день - это пройти в быстром темпе мимо гроба, не останавливаясь (потому что время поджимает, а желающих проститься слишком много); положить цветы на столики, и тут же спуститься со сцены и выйти на улицу. На все просьбы остаться в зале на гражданскую панихиду был получен твёрдый отказ: только по спец-приглашениям и никак иначе!!
Хотя в зале были свободные места!..
Но никакие аргументы, просьбы и уговоры тут не работали! Нельзя, и все тут - таково "решение семьи"...
На моей памяти такого (!!) не было ни на чьих актёрских похоронах в "Сатире": ни у Валентины Георгиевны Токарской (в 1996 году), ни у Спартака Васильевича Мишулина (в июле 2005-го), ни у Михаила Михайловича Державина (в начале января 2018-го), ни у Веры Кузьминичны Васильевой в августе 2023-го. Не было, и быть не могло, в принципе!.. Потому что это противоречит самой сути актёрской профессии. Ведь ты, артист - принадлежишь зрителю, работаешь для него, живёшь и умираешь на сцене ради него. И именно зрительская любовь и обожание являются мерилом твоей успешности. Александр Ширвиндт это понимал и знал как никто другой. И именно поэтому на прощание с ним пришло столько людей самых разных возрастов. Зрителей, поклонников, почитателей его искромётного таланта, его коллег, учеников.
Но в нынешней "газаровской" Сатире образца 2024 года, видимо, в ходу совсем иные ценности и установки. Он (Ширвиндт) наш, а вы, значит, побоку. Пришли - хорошо. Принесли цветы? Прекрасно! Кладите их сюда - и быстро проваливайте! Мы VIP-персоны, селебрити, элита - будем тут, узким кругом, свои среди своих - поминать и горевать об усопшем. А вы (плебс) и на улице перетопчетесь, от вас не убудет!..
Странное чувство осталось после этой сомнительной церемонии: неловкость и возмущение. И прежде всего - новыми порядками. Особенно в такой день, по такому печальному поводу.
Стыдно за некогда любимый театр.
И больше всего обидно за самого Александра Анатольевича, который при жизни никогда бы не позволил такого глубоко наплевательского отношения к своему зрителю. Зрителю, которого он очень любил, для которого он работал и потому оставил в их сердцах и душах неизгладимый след.
Стало ясно одно: с уходом из жизни Александра Ширвиндта - прежнего театра Сатиры, того самого, звёздного, легендарного - больше нет!
Будто из некой невидимой пирамиды выдернули стержень - и всё развалилось. Не за кого больше держаться, и прикрыться тоже нечем.
И об этом вслух говорили многие его коллеги по театру, взять к примеру того же народного артиста России Юрия Нифонтова. Все будто осиротели.
И как образно, но весьма точно выразился на церемонии прощания Авангард Леонтьев, цитируя известные строчки Давида Самойлова:
"Вот и всё. Смежили очи гении.
И когда померкли небеса,
Словно в опустевшем помещении
Стали слышны наши голоса.
Тянем, тянем слово залежалое,
Говорим и вяло, и темно.
Как нас чествуют и как нас жалуют!
Нету их. И всё разрешено..."
И всё, что оставалось простым зрителям и прессе в тот грустный день - это дожидаться на холодной улице пока vip-церемония завершится.
Самые продвинутые пользователи смогли найти в интернете онлайн-видеотрансляцию того, что происходило за закрытыми дверями.
И хотя бы таким образом услышать и увидеть то, что происходило внутри зрительного зала театра в этот момент.
Большая часть vip-знаменитостей покинула театр через служебный вход задолго до окончания церемонии, отметившись перед многочисленными камерами прессы.
После окончания гражданской панихиды гроб с телом артиста наконец-то вынесли на улицу и дали возможность всем желающим проводить любимого артиста в последний раз громкими аплодисментами и криками "браво'!
Повторюсь: всё это было нужно не столько ему, сколько нам, его поклонникам и простым зрителям, с которыми театр Сатиры обошёлся так бесцеремонно и жестоко.
Светлая и добрая вам память, дорогой Александр Анатольевич, и наша бесконечная любовь и благодарность!.. Вы в нашем сердце. Мы вас помним.