Найти тему

Перспективы развития международного железнодорожного транспорта, путешествия по железной дороге.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕНИЕ

Международными сообщениями называются сообщения между двумя или более странами. Они устанавливаются с целью расширения внешней торговли и развития экономических и культурных связей между странами.

Международная ж/д перевозка грузов

Международной ж/д перевозкой грузов считается их транспортировка по железнодорожным путям сообщения двух и более стран, выполняемая на условиях принятой данными странами международной конвенции. Если общее международное (межведомственное, межправительственное) соглашение между такими странами отсутствует, перевозки имеют не международный, а национально-правовой характер. Иными словами, до пересечения границы такая транспортировка регламентирована законодательством одного государства, после пересечения — другого.

Что и когда не допускается к перевозке

1. В международных ж/д перевозках не допускается:

транспортировка грузов (товаров, предметов) по железнодорожным путям страны, в которой данные предметы и товары находятся под запретом;

2. Предметы, перевозка которых относится исключительно к компетенции почтового учреждения хотя бы одного из транзитных государств или страны получателя груза;

3. Взрывчатые вещества, боевые, огнестрельные припасы и ряд других предметов.

Сопроводительные документы

В комплект сопровождающих груз документов входят:

1. Оригинал накладной. Его на станции назначения получает импортер, принимая груз (рисунок 1)

Рисунок 1 – ГУ-27 – накладная на международные ж/д перевозки
Рисунок 1 – ГУ-27 – накладная на международные ж/д перевозки

2. Дубликат этого же документа. Его получает отправитель после заключения договора на перевозку.

3. Дорожная ведомость. Предоставляется перевозчиком станции назначения (рисунок 2)

Рисунок 2 – форма ГУ-29-О – Дорожная ведомость для международных перевозок
Рисунок 2 – форма ГУ-29-О – Дорожная ведомость для международных перевозок

4. Лист уведомления. Он передается вместе с грузом и оригиналом накладной импортеру на станции назначения.

5. Лист выдачи. Он сопровождает груз до прибытия на станцию назначения и остается на дороге назначения.

Международная ж/д перевозка пассажиров

Международными считаются поезда между станциями Российской Федерации и странами Европы, Китая, Вьетнама, Кореи, Монголии и Финляндии. Билеты на поезда в европейские страны популярны у многих, кто ценит спокойствие или не любит летать. Всегда был спрос на билеты в Финляндию, Польшу, Чехию, Германию, Болгарию, Венгрию. В составе поездов есть беспересадочные вагоны до многих европейских городов: Карловы Вары, Вена, Варна, Белград, Сплит. Жители Дальнего Востока хорошо знакомы с поездами в Монголию и Китай.

Международные железные дороги

Купить жд билет на международные поезда раньше можно было только в специальной кассе на вокзале. Сейчас на поезда в Ниццу, Париж, Хельсинки, Прагу, Вену и Карловы Вары можно купить и электронный билет. По правилам РЖД, билеты оформляются не раньше, чем за 60 суток до даты отправления поезда. Проездные документы на международный поезд включают в себя билет и, так называемую, плацкарту (рисунок 3) Что это такое?

Рисунок 3 – проездной документ на международный поезд – билет и плацкарта
Рисунок 3 – проездной документ на международный поезд – билет и плацкарта

Билет — это ваше право ехать в поезде определенного маршрута. Действовать он может от 15 дней до 2 месяцев, в зависимости от страны. Плацкарта — это ваше право занять определенное место в спальном вагоне. То есть, если вы едете от начальной станции до конечной без остановок, то вам выдадут оба документа сразу на всю поездку. А если, например, сделали остановку в пути, то билет покупать заново не надо, но нужно предъявить его в кассу и купить новую плацкарту, где укажут конкретную дату, поезд, вагон и место.

Считается, что цена билета на поезд в международном сообщении достаточно высока. Но на билеты существует целый ряд скидок. Они зависят от страны, которая их предоставляет, от того, за какой срок покупается билет, только в одну сторону или туда и обратно, возраста пассажира и того, один он едет или с группой. В группе должно быть больше 6 человек. Скидки для групп пассажиров могут составлять до 40%. Самые большие скидки для детей предоставляет Финляндия.

Вагоны в международных поездах есть спальные и сидячие. Спальные бывают 1 класса — двухместные и 2 класса — 3-местные. Появились и новые вагоны, с привычными 4-местными купе. Если вы едете вдвоем, при выборе места будьте внимательны: места с идущими подряд номерами могут попасть в разные купе. Сидячие вагоны обычны для скоростных поездов, таких, как, например, поезд «Аллегро», курсирующий между Санкт-Петербургом и Хельсинки (рисунок 4). А для заядлых автомобилистов в составе поезда Москва-Хельсинки «Лев Толстой» имеется специальный вагон-автомобилевоз (рисунок 5).

Рисунок 4 - поезд "Аллегро" Санкт-Петербург - Хельсенки
Рисунок 4 - поезд "Аллегро" Санкт-Петербург - Хельсенки

Рисунок 5 - поезд "Лев Толстой" Москва-Хельсинки
Рисунок 5 - поезд "Лев Толстой" Москва-Хельсинки

Проездные документы

Основным документом, дающим право проезда в международном сообщении, является купонная книжка с билетом-купоном и плацкарта, которая дает право проезда в спальных вагонах.

Билет может быть использован в пределах срока его годности для проезда по указанному в нем направлению во всех поездах, предусмотренных в расписаниях. Плацкарта действительна только при наличии билета и только на проезд в указанный в ней день, поезд, вагон и место.

Срок годности проездных документов

Срок годности проездных документов установлен:

в сообщении со странами Европы и Финляндией: при следования в направлении "туда", "обратно", "туда - обратно" - 2 месяца;

в сообщении со странами МПТ: при следовании в направлении "туда" - 2 месяца; "обратно" и "туда - обратно" - 4 месяца.

Течение срока годности начинается в день выдачи проездных документов или при покупке билета без плацкарты с любой даты в двухмесячном интервале со дня продажи билета по желанию пассажира и заканчивается в 24 часа того же числа, что и день выдачи. В случае, если в месяце истечения срока годности билета нет соответствующего дню выдачи числа, то срок годности билета истекает в 24 часа последнего дня этого же месяца.

Пассажир должен прибыть на место назначения до истечения срока годности билета.

Срок годности плацкарты зависит от того - закомпостирована она или нет. Если плацкарта закомпостирована, то она действует только на указанную дату и номер поезда. Срок годности плацкарты с открытой датой (на которых не проставлена дата, время отъезда) равны срокам годности билета к которым она выдана.

В отдельных случаях, если по вынужденной причине пассажир не имеет возможности закончить поездку в сроки годности билета, то ему предоставляется право до истечения срока годности билета, при условии предоставления соответствующих документов, обратиться к железной дороге с просьбой о продлении срока годности билета.

Провоз детей

1. Провоз детей в страны: Вьетнам, Китай, Корея, Монголия

До 4-х лет дети перевозятся бесплатно, если они не требуют отдельного спального места. Для занятия ребенком не старше четырех лет спального места необходимо приобретать плацкарту и детский билет. При следовании с пассажиром более одного ребенка не старше четырех лет на каждого следующего, кроме одного, необходимо приобретать детские билеты.

Дети от 4-х до 12-ти лет оплачивают 50% стоимости билета взрослого пассажира. Дети в составе группы пользуются только одной скидкой. Плацкарта оплачивается в полном размере. Возраст ребенка определяется на день отъезда.

2. Провоз детей в страны Европы

Дети до 4-х лет провозятся бесплатно, если они не занимают отдельное место.

От полных 4-х лет до 12 лет приобретается детский билет (50% от стоимости взрослого билета). Ребенку от 4-х до 10-ти лет можно приобрести детский билет без спального места.

От 10 лет до 12 лет приобретается детский билет и плацкарта. Плацкарта для ребенка оплачивается полностью. Дети в составе группы пользуются только одной скидкой.

3. Провоз детей в Финляндию

Дети до 6 лет провозятся бесплатно, если они не занимают отдельного спального места.

Дети от 6 лет до 16 провозятся по детскому билету, стоимость которого 50% от взрослого билета.

Детям от 6 до 10 лет, не занимающим отдельного спального места, оформляется детский билет без места (без плацкарты).

Провоз ручной клади

Пассажир может провести при себе бесплатно не более 35 кг на взрослого пассажира, на ребенка до 12 лет - 15 кг.

Перерыв в поездке

В течение срока годности билета пассажир имеет право прерывать поездку на попутных станциях любое число раз и на любой срок, если этому не препятствуют паспортно-административные правила.

Остановка в пути не удлиняет срока годности билета. В случае остановки, плацкарта утрачивает свою годность и стоимость за непроследованное расстояние не возвращается.

О визах

Пассажиры обязаны соблюдать паспортно - административные (в том числе визовые), таможенные и другие правила, установленные при проезде железнодорожным транспортом в международном сообщении, как в отношении себя, так и в отношении своей ручной клади. Железная дорога не вправе контролировать соблюдение указанных правил и не несёт ответственности за последствия невыполнения этих правил пассажиром".

"Статья 45 раздела IX "Соглашения о международном сообщении" и ОП СМПС"

Для получения информации о документах и требованиях при пересечении границы между Российской Федерацией и странами ближнего и дальнего зарубежья, необходимо обращаться в соответствующие дипломатические представительства, посольства в г. Москве или в Отделы виз и регистраций по месту жительства.

Транзитные визы необходимы при проезде в следующие страны:

при проезде в Австрию поездом № 21 требуется наличие чешской транзитной визы (рисунок 6);

Рисунок 6- Чешская транзитная виза
Рисунок 6- Чешская транзитная виза

при проезде в Югославию и Хорватию поездом № 15 требуется наличие венгерской транзитной визы (рисунок 7);

Рисунок 7- Венгерская транзитная виза
Рисунок 7- Венгерская транзитная виза

при проезде в Словению поездом № 15 требуется наличие венгерской рисунок 7) и хорватской (рисунок 8) транзитных виз;

Рисунок 8 – Хорватская транзитная виза
Рисунок 8 – Хорватская транзитная виза

при проезде в Китай поездом № 4 требуется наличие монгольской транзитной визы

Рисунок 9 – Монгольская транзитная виза
Рисунок 9 – Монгольская транзитная виза

Нумерация мест в вагонах международного сообщения

Вагон с 4-х местными купе:

1-ое купе: 11,12,15,16

2-е: 21,22,25,26

3-е: 31,32,35,36

4-е: 41,42,45,46 и т. д.

Вагон с 3-х местными купе:

(полки: нижняя, средняя, верхняя)

1-ое купе: 11,13,15

2-е: 12,14,16

3-е: 21,23,25

4-е: 22,24,26

5-е: 31,33,35

6-е: 32,34,36 и т. д.

Вагон с 2-х местным купе:

(бывают вагоны с нижней и верхней или с двумя нижними полками)

11,15 | 12,16 | 21,25 | 22,26 | 31,35 | 32,36 | 41,45 | 42,46 | 51,55

Изменения в железнодорожном сообщении на 2023 год

Руководство РЖД приняло решение более активно развивать маршруты внутри страны. Также пришлось отказаться от сохранения «ниток» графика для ряда направлений.

В первую очередь речь идет о маршрутах в европейские города. Они не используются еще с 2020 года. Когда началась пандемия, большинство государств закрыло границы, авиа- и железнодорожное сообщение. С тех пор немногие страны решились возобновить маршруты.

В ближайшее время в руководстве государственного холдинга не видят возможности вновь пустить поезда в Ниццу, Париж, Берлин и другие европейские города. Поэтому железнодорожная инфраструктура и передвижные составы будут использоваться преимущественно для внутренних поездок.

Ситуацию прокомментировал Кирилл Янков (рисунок 10), который является председателем Союза пассажиров. Он отметил, что в 2023 году больше современных комфортабельных поездов появится на южном направлении. Так как Европа станет менее доступной для российских туристов, увеличится спрос на отдых на отечественных курортах.

Рисунок 10 – Кирилл Янков, прокомментировавший ситуацию про международные перевозки
Рисунок 10 – Кирилл Янков, прокомментировавший ситуацию про международные перевозки

Янков отметил, что больше поездов нужно на тех южных направлениях, куда не летают самолеты. Потому что пока туда добираются лишь на железнодорожном транспорте, автобусах и личных автомобилях. Несколько дополнительных поездов существенно повысили бы привлекательность отечественных курортов и внутренний туризм в целом.

Есть еще один фактор, влияющий на более активное развитие железнодорожного сообщения внутри страны. Это дороговизна зарубежного туризма. Поэтому предполагается, что спрос на внутренние туры существенно возрастет в 2023 году.

Еще в 2022-м руководство РЖД и «Белорусских железных дорог» договорились о создании круизов выходного дня из Москвы в Минск. Такой белорусский уикэнд оказался востребованным, поэтому его продлили и на текущий год. Также были созданы еще несколько круизов в самые разные уголки России, от горячего юга до холодной Сибири. По мнению Кирилла Янкова, у таких туров крайне серьезные перспективы.